СОДЕРЖАНИЕ: 1. Пояснительная записка 3 2. Цель и задачи 6 3. Содержание программы 7 4. Планируемые результаты 18 5. Организационно – педагогические условия 19 5.1 Условия реализации программы 19 5.2 Форма аттестации/контроля и оценочные материалы 20 Список литературы 23 2 1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дошкольного образования «Студия тестопластики» (далее Программа) предназначена для проведения групповых занятий с дошкольниками от 5 до 7 лет по продуктивной деятельности. Направленность (профиль) Программы – художественная. Программа направлена на формирование у детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности. Актуальность программы состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с нетрадиционным материалом для лепки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т. к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Обучение происходит в интеграции разных видов изобразительного искусства и художественной деятельности детей, обеспечивающих оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями. Интеграция видов художественной деятельности наиболее эффективно обеспечивает потребность каждого ребенка свободно проявлять свои способности и выражать интересы, поскольку, с одной стороны, дает более многоплановое и динамичное художественное содержание и, с другой стороны, менее привязана к стандарту (стереотипу) в поиске замыслов, выборе материалов, техник, форматов, что обеспечивает высокий творческий потенциал; привносит в деятельность детей разнообразие и новизну. В эстетическом развитии детей центральной является способность ребенка к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию нового образа (в рисунке, лепке, аппликации, конструкции, сочинительстве), который отличается оригинальностью, вариативностью, гибкостью, подвижностью. Эти показатели относятся как к конечному продукту, так и к характеру процесса деятельности. Таким образом, интегрированный подход позволяет: оптимизировать художественное воспитание в ДОО; улучшить качественные характеристики образов, создаваемых детьми; повысить креативность, инициативность, самостоятельность и ответственность каждого ребенка. Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства в эстетической деятельности. Дополнительное образование детей дошкольного возраста является актуальным направлением развития дошкольного учреждения, и основывается на следующих нормативных документах: Федеральный уровень: Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. №1726-р) (далее – Концепция развития дополнительного образования детей); Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30.11.2016 г. №11) (далее – Федеральный приоритетный проект). 3 Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273). Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г.№196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам). Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г.№533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации и09.11.2018 г. № 196. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее СанПиН) Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (Вместе с Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (Вместе с «методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»). Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». Региональный уровень: Постановление правительства Свердловской области от 01.08.2019 г. №461-ПП «О региональном модельном центре дополнительного образования детей Свердловской области»; Постановление Правительства Свердловской области от 06.08.2019 г. № 503-ПП «О системе персонифицирования финансирования дополнительного образования детей на территории Свердловской области»; Приказ Минестерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; Приказ Минестерства образования и молодежной политики Свердловской области от 26.06.2019 г. № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицирования финансирования дополнительного образования детей на территории Свердловской области». Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детского сада «Детство» от 20.05.2016 г. Изменения (дополнения) к уставу Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детского сада «Детство» от 12.12.2017 г. Предоставление дополнительных образовательных услуг (платных) и реализация дополнительных общеобразовательных программ осуществляется только по желанию родителей (законных представителей) воспитанников на договорной основе с ними. Дополнительные общеобразовательные программы не могут реализовываться взамен или в рамках основной образовательной деятельности за счет времени, 4 отведенного на реализацию основных общеобразовательных программ дошкольного образования. Дополнительная общеобразовательная программа учитывает: индивидуальные потребности ребёнка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья; возможности освоения ребёнком Программы на разных этапах её реализации. Тестопластика – один из народных промыслов. Поделки из теста очень древняя традиция, а в современном мире высоко ценится всё, что сделано своими руками. Солёное тесто – очень популярный в последнее время материал для лепки. Тесто эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны. Дети очень любят лепить. Зачем современному ребёнку лепка? Лепка является одним из самых осязаемых видов художественного творчества, в котором из пластичных материалов создаются объёмные (иногда рельефные) образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна любому человеку. Деятельность детей в технике тестопластики даёт уникальную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. У каждого ребёнка появляется возможность создать свой удивительный мир. Адресат Программы - Программа рассчитана на обучающихся 5-7 лет без предъявления специальных требований. Данная программа предусматривает дифференцированный подход к обучению, учет индивидуальных психофизиологических и возрастных особенностей обучающихся. Наполняемость в одной группе от 7 до 15 человек, группы могут быть как одновозрастные, так и разновозрастные в зависимости от подготовленности обучающихся. Режим занятий - 2 раза в неделю с сентября по май, 72 занятия в год. Продолжительность занятий: 5 – 6 лет – 25 минут, 6 – 7 лет – 30 минут. Объем Программы - 2 раз в неделю с сентября по май, 72 занятия в год. Общее количество часов: 144 часа. Срок освоения: 2 года. Перечень форм обучения: групповая, очная, не исключая дистанционную. Перечень видов занятий: предусмотрены как теоретические – рассказ педагога, беседа с детьми, рассказы детей, показ педагога способа действия,- так и практические, в ходе которых дети под контролем педагога самостоятельно выполняют работу. Перечень форм подведения итогов реализации Программы: создание выставок, экспозиций, открытые занятия, презентация творческих работ. Проводится для детей, педагогов и родителей. Характеристика особенностей детей дошкольного возраста, значимых для реализации Программы Старший дошкольный возраст (5-6 лет). Ребёнок 5—6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества. В этом возрасте в поведении дошкольников формируется возможность саморегуляции, дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения. В этом возрасте дети в значительной степени ориентированы на сверстников, большую часть времени проводят с ними в совместных играх и беседах, их оценки и мнения становятся существенными для них. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Вне игры общение детей становится 5 менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей. Более совершенной становится крупная моторика. Ребёнок этого возраста способен к освоению сложных движений. К пяти годам дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Ребёнок этого возраста уже хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например, может показать два оттенка одного цвета: светло-красный и тёмно-красный). Дети шестого года жизни могут рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга. Возрастает способность ребёнка ориентироваться в пространстве. Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20— 25 мин вместе со взрослым. Ребёнок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задаётся взрослым. Объём памяти изменяется не существенно, улучшается её устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приёмы и средства. В 5—6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений. Возраст 5—6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным (продуктивным) воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. Ребёнок чётко начинает различать действительное и вымышленное. Постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному замыслу в конструировании и рисовании. В продуктивной деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел ведёт за собой изображение). Старший дошкольный возраст (6-7 лет) Ребёнок обладает устойчивыми социально-нравственными чувства и эмоциями, высоким самосознанием и осуществляет себя как субъект деятельности и поведения. \ В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Они способны изображать всё, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Совершенствуется и усложняется техника рисования, лепки, аппликации. Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала, дополняя их архитектурными деталями; делать игрушки путём складывания бумаги в разных направлениях; создавать фигурки людей, животных, героев литературных произведений из природного материала. Наиболее важным достижением детей в данной образовательной области является овладение композицией. 2. Цели и задачи реализации Программы Цель программы Создать условия для эстетического развития детей, самовыражения и самореализации дошкольников через декоративно - прикладное искусство. Полноценное развитие интеллектуальных и творческих способностей детей. Возможность подарить детям радость творчества, показать приемы лепки из соленого теста, помочь развить творческие и коммуникативные способности ребенка через изготовление изделий из 6 соленого теста, вовлечение детей в активную творческую деятельность, развитие мелкой моторики рук. Задачи: Образовательные: 1. Знакомить со способами деятельности – лепка из соленого теста; 2. Учить соблюдать правила техники безопасности; 3. Учить стремится к поиску, самостоятельности; 4. Учить овладевать основами, умениями работы из целого куска теста, из отдельных частей, создание образов; Развивающие: 1. Развивать опыт в творческой деятельности, в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций; 2. Развивать конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторикой, глазомером; 3. Формирование способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию; 4. Формирование способности к самостоятельному поиску методов и приемов, способов выполнения. Воспитательные: 1. Воспитывать ответственность при выполнении работ, подготовке к выставкам; 2. Воспитывать умение четко соблюдать необходимую последовательность действий. 3. Воспитывать умение организовать свое рабочее место, убирать за собой. На решение этих задач ориентированы педагогические условия: игровые методы и приемы, интегрированные формы организации художественно – творческой деятельности, художественно – эстетическая пространственно – предметная среда. Методика работы строится образом, чтобы средствами искусства и детской художественной деятельности сформировать у дошкольников самостоятельность, инициативность, творческую активность, способствовать снижению напряженности, скованности. Тема занятия, организация процесса восприятия всегда предполагает активное общение педагога с детьми, также учитывается личное мнение ребенка, его готовность включиться в художественно – творческую деятельность. 3. Содержание Программы Особенностью организации образовательной деятельности по дополнительной общеобразовательной программе художественной направленности «Студия тестопластики» является творческое сотрудничество ребенка со взрослыми и сверстниками в соответствующих дошкольному возрасту видах деятельности (лепка, художественный труд, художественное конструирование). Программа предполагает организацию разнообразных видов деятельности, ориентированных на проявление детьми самостоятельности и творчества. Педагогом создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация деятельности носит преимущественно подгрупповой характер. Совместная игра педагога и детей (игра - фантазия, игра - этюд, игра импровизация, сюжетная игра, дидактические и настольно - печатные игры, игровые ситуации, игровые упражнения, игровые приёмы) направлена на обогащение содержания творческих игр, освоение детьми игровых умений, необходимых для организации самостоятельной игры. Ситуации общения и накопления положительного социально эмоционального опыта носят проблемный характер и заключают в себе жизненную 7 проблему, близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие. Такие ситуации могут быть реально - практического характера (оказание помощи малышам, старшим), условно-вербального характера (на основе жизненных сюжетов или сюжетов литературных произведений) и имитационноигровыми. В ситуациях условно-вербального характера педагог обогащает представления детей об опыте разрешения тех или иных проблем, вызывает детей на задушевный разговор, связывает содержание разговора с личным опытом детей. В реальнопрактических ситуациях дети приобретают опыт проявления заботливого, участливого отношения к людям, принимают участие в важных делах. Ситуации могут планироваться педагогом заранее, а могут возникать в ответ на события, которые происходят в группе, способствовать разрешению возникающих проблем. Мастерская как форма организации продуктивной деятельности позволяет также развивать двигательную (мелкую моторику), коммуникативную, познавательноисследовательскую, трудовую деятельность. К психолого-педагогическим условиям организации образовательной деятельности с детьми в форме мастерской относятся: стиль поведения взрослого (непринуждённо-доверительный); рабочее пространство, на котором разворачивается совместная работа (место воспитателя за общим столом рядом и вместе с детьми); отношение педагога к выполнению общей работы (выполнение определённой части работы или такой же работы, как у детей). Экспериментирование и исследовательская деятельность позволяют ребёнку открывать свойства объектов, устанавливать причинно - следственные связи, появления и изменения свойств объектов, выявлять скрытые свойства, определять закономерности. Учебно – тематический план Программы Возраст 5-6 лет Месяц Тема Количество часов Сентябрь 1. Вот так тесто! (Знакомство с тестом) 2. "Вот так тесто!" (Печатание из теста) 3. Путешествие в круглую страну 4. Раскрашивание Колобка 8 5. Печатание фруктов 6. Раскрашивание фруктов 7. Ёжик 8. Раскрашивание ёжика Октябрь 1. Портрет семьи 2. Раскрашивание портрета семьи 3. Осенний листопад 4. Раскрашивание картины 5. Печатание собачки 8 6. Раскрашивание собачки 7. Утка с утятами плывут по озеру (коллективная работа) 8. Раскрашивание утят Ноябрь 1. “Крендели” и "Бублики" 2. Раскрашивание “Крендели” и "Бублики" 3. "Медвежата в берлоге" 4 . Раскрашивание медвежат 8 5. "Мои любимые игрушки" 6. Раскрашивание "Мои любимые игрушки" 7. “Печатание кулонов в подарок ко "Дню Матери” 8. Раскрашивание кулонов 8 Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май ИТОГО: 1.Печатание домиков 2.Раскрашивание домиков 3. Изготовление рамки для картины 4. Раскрашивание рамки 5. "Снеговик" 6. “Елочные украшения” 7. "Новогодняя ёлочка" 8. Раскрашивание готовых работ 8 . «Зимние забавы» 2. «Птица счастья» 3. "Рождественская свеча" 4. Раскрашивание рождественской свечи 5. "Подсвечник" 6. Раскрашивание подсвечника 7. "Снежинка" 8. Раскрашивание снежинки 8 1. Декоративная тарелка "Цветик Семицветик" 2.Раскрашивание декоративной тарелки 3. "Валентинка" 4. Раскрашивание валентинки 5. Масленичная неделя"Блины" 6. Продукты питания "Сыр для мышки" 7. Открытка в подарок папе (коллективная работа) 8. Раскрашивание открытки 8 1."Подснежник" 2. Раскрашивание подснежника 3. "Подарок маме " Рамка для фотографий" 4. Раскрашивание Рамки для фотографий 5. "Бусы" (из цветного теста) 6. Аквариум (коллективная работа) 7. "Аквариумные рыбки" 8. Раскрашивание рыбок 8 1. "Пасхальная корзинка для яиц": 2. Раскрашивание пасхальных яиц 3. "В далёком космосе" 4. Раскрашивание "В далёком космосе" 5. «Жуки на цветочной клумбе» 6. Раскрашивание жуков на цветочной клумбе» 7. “ Жаворонки ” 8. Раскрашивание жаворонка. 8 1. "Цветочная клумба" 2. Раскрашивание "Цветочной клумбы" 3. "Медаль за победу и отвагу" 4. Раскрашивание "Медаль за победу" 5. «Гусеничка» 6. Раскрашивание гусенички 7. "По дорогам идут машины" 8. Раскрашивание машин 8 72 9 Возраст 6 - 7 лет Месяц Тема Количество часов Сентябрь 1.Вот так тесто! 2.Путешествие в страну тестопластики 3.Гриб 4.Раскрашивание гриба 5.Любимая игрушка 6.Раскрашивание игрушки 7.Веселые ладошки (на что похоже) 8.Раскрашивание поделок 8 Октябрь 1. «Портрет семьи» 2. Раскрашивание портрета 3. "Грибная полянка" 4. (раскрашивание колобка) 5. "Печатание собачки" (символ года) 6. Раскрашивание собачек 7. Коллективная работа "Утка с утятами плывут по озеру" 8. Раскрашивание утят 8 Ноябрь 1. "Тульский пряник" 2. Раскрашивание пряника 3. "Колючий ёжик" 4 . Раскрашивание "Колючий ёжик" 5. "Любимые игрушки" 6. Раскрашивание "Любимые игрушки" 7. “Печатание кулонов в подарок ко "Дню Матери” 8. Раскрашивание кулонов 8 Декабрь 1. “Зимний домик” 2. Раскрашивание домов 3. "Картина на стену" 4. Роспись картины 5. " Город снеговичков (Коллективная работа) 6. “Елочные украшения” 7. Новогодняя ёлка" 8. Раскрашивание готовых работ 8 Январь 1. «Снежная крепость» 2. «Птица счастья» 3. "Рождественская свеча" 4. Раскрашивание рождественской свечи 5. "Подсвечник" 6. Раскрашивание подсвечника 7. "Снежинка" 8. Раскрашивание снежинки 8 Февраль 1. "Декоративные тарелки" 2. Роспись готовых тарелок 8 10 3. "Валентинка ко дню влюблённых" 4. Раскрашивание валентинок 5. Масленичная неделя"Блины" 6. "Сыр в мышеловке" 7."Кружка в подарок папе" 8. Раскрашивание готовой кружки Март 1. Весенняя композиция на панно из бабочек (коллективная работа) 2. Раскрашивание панно 3. " Рамка для фотографий" 4. Раскрашивание рамки для фотографий 5. Разноцветные бусы (из цветного теста) 6. Аквариум, коллективная работа (Панно) 7. "Подводное царство" 8. Раскрашивание рыбок 8 Апрель 1. "Подставка под яйцо" 2. "Пасха": 3. В далёком космосе. Рельеф. (коллективная работа) 4. Раскрашивание космических ракет и планет 5. Божья коровка на листике 6. Раскрашивание божьей коровки на листике 7. “ Ласточка ” 8. Раскрашивание ласточек. 8 Май 1. "Цветочная полянка“ 2. Раскрашивание цветочной полянки 3. Панно"День Победы" 4. Раскрашивание панно "День Победы" 5. «Гусеница» 6. Раскрашивание гусеницы 7. Транспорт грузовой и легковой 8. Раскрашивание готовых работ 8 Содержание учебно-тематического плана Тема Программное содержание "Вот так тесто!" (знакомство с тестом) Знакомить детей с солёным тестом, как художественным материалом, его рецептом, свойствами. Учить сравнивать пластилин и солёное тесто между собой, делать простые выводы. "Вот так тесто!" Печатание из теста Развивать мелую моторику рук. Обогащать пассивного словаря прилагательными (мягкий, пластичный, солёный) и глаголами (замесили, раскатали). Воспитывать познавательный интерес 11 Путешествие в круглую страну "Вот весёлый колобок" Учить лепить колобок - скатывать комок теста между ладонями круговыми движениями; продолжать воспитывать доброжелательное отношение к игровым персонажам; вызывать сочувствие к ним и желание помогать продолжать развивать интерес к лепке. Роспись "Колобка" Воспитывать аккуратность при раскрашивании готовых фигур. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Печатание фруктов Закрепить умение детей работать с шаблонами. Развивать творческие способности фантазию. Воспитывать усидчивость, эстетический вкус. Раскрашивание фруктов Развивать воображение, творчество. Совершенствовать технику росписи фигурок из соленого теста. Закреплять умение рисовать гуашью, смешивать краски. Ёжик Учить детей лепить предмет, состоящий из нескольких частей, придавая некоторые характерные особенности (вытянутый нос, лапки, иголки). Развивать интерес к изобразительной деятельности; продуктивную деятельность через лепку; эстетическое восприятие. Раскрашивание ёжика Воспитывать аккуратность при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. "Портрет семьи" Воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками в совместной деятельности; использовать стеку для придания оригинальности своему изделию. Раскрашивание портрета Учить раскрашивать изделия из соленого теста красками. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. "Осенний листопад" Продолжать прививать интерес к тестопластике. Учить детей вырезать лист по шаблону, развивать умение составлять композицию из разноцветных листочков. Раскрашивание "Осенний листопад" Воспитывать аккуратность при раскрашивании готовых фигур. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Печатание собачки (символ года) Закрепить умение детей работать с шаблонами. Развивать творческие способности фантазию. Воспитывать усидчивость, эстетический вкус. Раскрашивание собачки Развивать воображение, творчество. Совершенствовать технику росписи фигурок из соленого теста. Закреплять умение рисовать гуашью, смешивать краски. "Утка с утятами плывут Учить детей лепить предмет, состоящий из нескольких частей, 12 по озеру" (коллективная работа) придавая некоторые характерные особенности (вытянутый клюв, хвостик). Развивать интерес к изобразительной деятельности; продуктивную деятельность через лепку; эстетическое восприятие. Раскрашивание утят Воспитывать аккуратность при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. “Крендели” и "Бублики" Дать детям понять о том, что хлеб является необходимым продуктом питания, систематизировать знания о долгом пути хлеба от поля до стола. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу. Раскрашивание“Крендел и” и "Бублики" Воспитывать аккуратность при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. "Медвежата в берлоге" Закрепить особенности лепки. Развивать стремление соблюдать последовательность соединения деталей, разные приемы лепки. Формировать представления об основах техники безопасности. Раскрашивание медвежат Воспитывать аккуратность при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. «Мои любимые игрушки» Развивать самостоятельность при выборе темы, передавая характерные особенности внешнего вида, экспериментировать с художественными материалами для более изобразительного образа. Воспитывать уверенность и инициативность. Раскрашивание "Мои любимые игрушки" Продолжать знакомить со способами работы с красками. Развивать творческую фантазию детей в процессе работы. Развивать гибкость пальцев рук при работе с кисточкой. “Печатание кулонов в подарок ко "Дню Матери” Воспитывать усидчивость, упорство, стремление доводить начатое дело до конца. Развивать самостоятельность, аккуратность; формировать потребность в саморазвитии. Формировать у них желание сделать подарок своими руками; отрабатывать умение работать с тестом. Раскрашивание готовых работ Совершенствовать самостоятельность при раскрашивании изделия из соленого теста красками. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. “Печатание домов” Закрепить умение детей работать со стекой при изготовлении основной детали по шаблону. Развивать творческие способности фантазию в процессе украшения домика дополнительными деталями из теста. Развивать ручной праксис. Раскрашивание домиков Воспитывать аккуратность при раскрашивании домика. 13 Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Изготовление рамки для картины Из соленого теста выходят замечательные картины. Делаем основу желаемой формы, продумываем и готовим крепеж. Развивать опыт в творческом поиске новых решений в создании композиции. Раскрашивание рамки Воспитывать аккуратность при раскрашивании рамки Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. “Снеговик” Развивать самостоятельность при использовании конструктивного способа лепки, при планировании своей работы: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно, начиная с крупных деталей. Показать приемы оформления вылепленных фигурок дополнительными материалами. Развивать глазомер. "Ёлочные украшения" Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус, стремление к творчеству. Учить детей лепить украшения для новогодней ёлки способом моделирования. "Новогодняя ёлочка" Продолжать знакомить со способом лепки из конуса. Поощрять самостоятельность при выборе приема лепки - для передачи колких иголочек. Развивать чувство пропорций, композиции. Раскрашивание готовых работ Формировать самостоятельность при раскрашивании изделия из соленого теста красками. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. «Зимние забавы» Закрепить конструктивный способ лепки. Проявлять самостоятельность при планировании работы : задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно, начиная с крупных деталей. Показать приемы оформления вылепленных фигурок дополнительными материалами. Развивать глазомер. "Птица счастья" Познакомить детей с комбинированным способом лепки птиц: туловище и голова – пластическим способом, хвост и крылья – конструктивным. Направить детей на самостоятельный поиск способов передачи движения. Воспитывать желание помогать зимующим птицам в холодное время года. "Рождественская свеча" Развивать умение плести косичку из теста; закрепить навык наносить узор с помощью стеки, Развивать воображение, согласованность в работе глаза и руки. Раскрашивание рождественской свечи Развивать самостоятельность в правильном подборе цветовой палитры. Воспитывать аккуратность и эстетичность в работе. 14 "Подсвешник" Закрепить прием раскатывания лепешки. Показать способ плетения из двух длинных жгутов. Поощрять инициативу пользоваться стеками для нанесения рисунка на готовые формы. Раскрашивание подсвечника Уточнить представление о цветосочетаниях. Развивать воображение. Воспитывать интерес к народному искусству. "Снежинка" Воспитывать у детей интерес к творчеству, желание лепить из теста. - развивать точные и дифференцированные движения кистей и пальцев рук Раскрашивание снежинки Формировать самостоятельность при раскрашивании изделия из соленого теста красками. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Декоративная тарелочка «Цветик - семицветик» Показать, как можно использовать тесто для проявления творческих способностей детей, точно передавать задуманную идею при выполнении изделия. Развивать творческую фантазию детей в процессе лепки, развивать гибкость пальцев рук. Раскрашивание красками Формировать самостоятельность при раскрашивании изделия "Цветика - семицветика" из соленого теста красками. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. "Валентинка" Воспитывать желание лепить картинки в подарок близким – мамам и папам. Познакомить с разными способами лепки сердечек. Воспитывать эстетический вкус. Раскрашивание красками Воспитывать аккуратность при раскрашивании готовых фигур. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в валентинки способах работы с ними. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. "Блины" Показать способ приготовления цветного теста "Сыр для мышки" Совершенствовать навык смешивания разного по цвету теста и получения совсем нового оттенка. Открытка для любимых папочек (коллективная работа) Создание коллективной композиции с использованием элементов конструирования. Развивать мелкую моторику. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о папе. Раскрашивание открытки Упражнять в способах работы с акварельными красками. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. 15 "Подснежник" Закрепить последовательность лепки. Соблюдать пропорции и выделять особенности формы, деталей. Раскрашивание подснежника Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить со способами работы с красками. Раскрывать творческую фантазию детей в процессе работы. Подарок маме "Рамка для фотографий" Из соленого теста выходят замечательные рамки. Делаем основу желаемой формы, продумываем и готовим крепеж. Развивать опыт в творческом поиске новых решений в создании композиции. Раскрашивание рамки для фотографий Развивать творчество. Расписывать готовые изделия гуашью. Воспитывать художественный вкус. "Бусы и браслеты" (в подарок девочкам). Лепка из цветного теста Учить создавать объемные поделки из соленого теста на каркасе – нити; ориентировать на поиск гармоничных сочетаний разных форм; учить оформлять поделки; "Наш аквариум" Активизировать применение различных приемов лепки для создания красивых водных растений, рыбок, улиток. Показать способы, при помощи которых можно усилить выразительность образа. Развивать комбинаторные способности. Вызвать интерес к раскрытию освоенной темы в других видах художественной деятельности. "Аквариумные рыбки" Продолжать освоение рельефной лепки: создавать уплощенные фигурки рыбок, прикреплять к основе, украшать налепами. Раскрашивание аквариума с рыбками Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить со способами работы с красками. Раскрывать творческую фантазию детей в процессе работы. "Пасхальная корзинка для яиц" Формировать способность лепить из частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке. Раскрашивание "пасхальных яиц" Продолжать учить детей раскрашивать изделия после просушки. Развивать творческую инициативу в смешивании красок, для получения нужного оттенка. Развивать связную речь при составлении рассказов о празднике. При украшении корзинки использовать разные дополнительные материалы. "В далёком космосе" Освоение техники рельефной лепки, передача пластики, движения и колорита космических объектов, звезд, планет. Развивать мелкую моторику, творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке. 16 Раскрашивание "В далёком космосе" Развивать самостоятельность при раскрашивании изделия, выборе материала для раскрашивания. Развивать творческую фантазию детей в процессе работы. Видеть конечный результат задуманной работы. "Жуки на цветочной клумбе" Познакомить с конструктивным способом лепки, передавая строение (туловище, голова, шесть ножек); лепить полусферу, частично сплющивая шар; развивать чувство композиции. Раскрашивание "Жуки на цветочной клумбе" Поощрять желание использовать технику нетрадиционного рисования, для более выразительного образа - пальчиком, ватными палочками для рисования точек. Оформлять работу на цветочной клумбе. “ Жаворонки ” Упражнять в умении лепить из целого куска теста, использовать приёмы вытягивания. Формировать умение завязывать полоску узлом. Развивать мелкую моторику. Раскрашивание жаворонков Воспитывать аккуратность при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. "Цветочная клумба" Формировать способность детей лепить трехцветные цветочки из дисков разной величины; проявлять самостоятельность при планировании работы. Раскрашивание "Цветочная клумба" Воспитывать аккуратность при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. "Медаль за победу и отвагу" Учить работать с шаблоном. Украшать работу крупой. Воспитывать патриотические чувства Раскрашивание "Медаль за победу и отвагу" Воспитывать аккуратность при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. "Гусеничка" Учить создавать объемные поделки из соленого теста на каркасе – зубочистке; наносить рельефный узор на поверхность предмета; развивать общую ручную умелость. Раскрашивание красками Воспитывать аккуратность при раскрашивании гусенички. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. "Гусенички" Продолжать упражнять в способах работы с акварельными красками. "По дорогам идут машины" Упражнять в сочетании различных видов оформления, развитие фантазии и воображения. Раскрашивание машин Продолжать учить детей раскрашивать изделия после просушки. Развивать творческую инициативу в смешивании 17 красок, для получения нужного оттенка. Содержание программы Содержание занятий программы составлено с учётом возрастных особенностей детей, при условии систематического и планомерного обучения от простого к сложному. Обучение проводится на коллективных занятиях и по подгруппам 10-12 человек. Этапы реализации программы Целостный процесс обучения лепке из теста можно условно разделить на три этапа: 1.Подготовительный -Знакомить со свойствами теста, способом его приготовления. -Освоить приёмы раскатывания теста круговыми движениями, прямыми движениями ладоней; -Освоить приёмы вдавливания; -Освоить приёмы раскатывания и выдавливания теста; -Освоить приёмы прищипывания, ощипывания маленького кусочка теста. -Научиться работать на ограниченном пространстве. 2.Основной - Научить основным приёмам работы из целого куска теста, из отдельных частей, создание образов. -Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные материалы (природный и бросовый) -Научиться пользоваться стекой, печаткой, формами для выдавливания, скалкой. -Научиться соединять части теста с помощью воды и кисти. -Научиться раскрашивать работу гуашью. -Научиться доводить дело до конца, аккуратно выполнять свои работы. -Научиться участвовать в выполнении коллективной работы. -Научиться действовать по образцу воспитателя, по словесному указанию. -Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий. 3.Итоговый -Самостоятельно решать творческие задачи. -Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности. 4. Планируемые результаты Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Ожидаемые результаты освоения программы дополнительного образования: • У детей сформирован стойкий интерес к тестопластике как во время занятий, так и в свободное время. • Дети ответственно относятся к выполнению работ. • Дошкольники стремятся к самостоятельному, качественному выполнению образа. • Аккуратно выполняют задание, доводят начатое дело до конца. • Умеют помогать друг другу при выполнении коллективной работы. • Имеют представления о народных промыслах. 18 • Уверенно делят тесто на части соответственно замыслу. • Владеют техническими приёмами лепки. • Лепят разными способами: пластическим, конструктивным, комбинированным. • Лепят предметы, передавая их характерные особенности. • Имеют представления о роли цвета в мелкой пластике. • Умеют составлять простые композиции. • Рассказывают о последовательности выполнения своей работы, отвечая на вопросы педагога. • Соблюдают правила по технике безопасности. 5. Организационно педагогические условия 5.1. Условия реализации программы Материально – техническое обеспечение Кабинет с оборудованием, столы и стулья, мультимедийное оборудование. Примерный комплект материалов, инструментов и оборудования: Основа для композиций Листы белой и тонированной бумаги в формате А4, A3. Альбомы для детского художественного творчества. Белый и цветной картон. Наборы цветной и бархатной бумаги. Фольга. Иллюстрации из старых журналов, цветных газет, буклеты (фактурная по окраске бумага). Салфетки бумажные (белые и цветные). Художественные материалы, инструменты и их «заместители» Тесто (солёное). Кисти разных размеров (круглые, плоские). Краски гуашевые. Краски акварельные. Цветные и простые карандаши. Фломастеры. Гелиевые ручки и краски. Стеки, зубочистки. Ватные палочки. Губки разных размеров, Штампики, колпачки фломастеров. Бытовой и бросовый материал Трубочки для коктейля, зубочистки деревянные и пластиковые. Пуговицы, бусины, бисер, тесьма, ленточки, кружева, лоскутки ткани. Природный материал Семена подсолнечника, арбуза, тыквы, гороха, фасоли и других плодов. Жёлуди, каштаны, орехи, косточки. Скорлупа грецких орехов. Камешки и раковины. Перья и пух (птичий, тополиный). Палочки, веточки. Оборудование: мольберт 19 стол детский стулья детские клеенка доска для лепки салфетки бумажные и матерчатые. Технические средства магнитофон. аудиотека: «Голоса птиц», «Шум дождя», «Звуки природы», «Инструментальная музыка». Кадровое образованием. обеспечение: педагог с высшим или средне – специальным Методические материалы Программно – методическое обеспечение Доронова Т.Н. Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002. - 96с. Дубровская Н.В. Конспекты интегрированных занятий по ознакомлению дошкольников с основами цветоведения. Старшая группа. Наглядно-методическое пособие для педагогических работников и родителей. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. - 208с., ил., цв.вкладка. Ермолаева Н.В. Эстетическое воспитание дошкольников через декоративноприкладное искусство. Парциальная программа. – СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. - 144с., + цв.вклейка Фирсова А.В. Чудеса из соленого теста.– М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА , 2009. – 32 с. Чурина Л. Украшение и подарки из соленого теста. – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА , 2010. – 32 с. - Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет/сост. Т.В. Калинина (и др.). – Волгоград: Учитель, 2011. – 151с. - Штанько И.В. Воспитание искусством в детском саду: интегрированный подход: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 144с. Наглядно - методические издания: тематические альбомы и плакаты для обогащения восприятия детей, уточнения их представлений об окружающем мире; дидактические альбомы для развития чувства формы, цвета, композиции и т.д.; технологические карты по лепке для создания детьми технологически сложных образов (по методу «шаг за шагом») и обучения планированию работы 5.2. Формы аттестации/ контроля и оценочные материалы Мониторинг освоения в ДОУ программы включает следующие блоки информации о результатах деятельности: воспитание и образование дошкольников в соответствии с рабочей программой; методическое обеспечение дополнительного образовательного процесса; материально-техническое и финансовое состояние. Изучение результативности работы педагогов строится на основе: входной и итоговой педагогической диагностики развития каждого воспитанника. Для проведения мониторинга используются специальные таблицы (Приложение 1), с помощью которых можно отследить изменения в личности ребенка и определить необходимую дополнительную работу с каждым ребенком по совершенствованию его 20 индивидуальных особенностей (использован диагностический материал, разработанный Т.С. Комаровой «Критерии и оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития творчества»). Если тот или иной показатель сформирован у ребенка и соответственно наблюдается в его деятельности, воспитатель ставит показатель «часто». Если тот или иной показатель находится в состоянии становления, проявляется неустойчиво, ставится показатель «иногда». Эти два показателя отражают состояние нормы развития и освоения дополнительной образовательной программы, и проведения дальнейшей специальной диагностической работы по высокоформализованным методикам не требуется. Если тот или иной показатель не проявляется в деятельности ребенка (ни в совместной со взрослыми, ни в самостоятельной деятельности), возможно создание специальных ситуаций, провоцирующих его проявление (воспитатель может предложить соответствующее задание, попросить ребенка что-либо сделать и т.д.). Если же указанный показатель не проявляется ни в одной из ситуаций, ставится «редко». Результаты мониторинга к концу каждого психологического возраста интерпретируются. Предполагается применение различных методов оценки: наблюдение за детьми, изучение продуктов их деятельности, несложные эксперименты (в виде отдельных поручений ребенку, проведения дидактических игр, предложения небольших заданий), беседы, проекты. Мониторинг по выявлению уровня развития творчества у дошкольников в продуктивной деятельности (использован диагностический материал, разработанный Т.С. Комаровой «Критерии и оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития творчества»). Технические умения навыки Передача формы предмета Строение предмета Часто форма передана точно части расположены верно; Передача пропорций пропорции предмета соблюдаются; композиция отношение по величине разных изделий составляющих сюжет движение передано достаточно четко Передача движения Цветовое решение изображения Отношение к Интерес передан реальный цвет предметов к проявление интереса Иногда есть незначительные искажения есть незначительные искажения; есть незначительные искажения; соблюдается пропорциональн ость в изделии разных предметов движение передано неопределенно, неумело есть отступление от реальной окраски У детей Редко форма не удалась. искажения значительные, пропорции предмета переданы не верно пропорционально сть разных предметов передана не верно изображение статичное. цвет предметов передан не верно отсутствует 21 деятельности Творчество лепке соленого теста из к лепке из соленого теста и результату лепки: лепит увлеченно, проявляет искреннюю заинтересованность, непосредственность переживаний в процессе создания образа. Отношение к адекватно оценке реагирует на взрослого замечания взрослого, стремится исправить ошибки, не точности. самостоятель выполняет задания ность самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обра щается с вопросами. наблюдается заинтересованно сть деятельностью в начале работы, при возникновении требований, дети становятся пассивными заинтересованнос ть к процессу деятельности эмоционально реагирует на оценку взрослого безразличен к оценке взрослого требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослым обращается редко инициатива Частичная реализация зам ысла. Для раскрытия творческого замысла дети применяют тот способ, которым хорошо владеют. необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослым не обращается процессе деятельности не проявляется инициатива, необходима постоянная поддержка активность стремление к наиболее полному раскрытию замысла. Переносит умения и навыки из одних условий в другие, поиск новых способов и приёмов для создания выразительного образа расширяет границы содержания изделия, опираясь на личный опыт, руководствуясь замыслом, фантазией, эмоциональнооценочным восприятием и отношением к изображению В процессе деятельности проявляется акт ивность в поиске новых решений по подсказке педагога необходима постоянная поддержка. процессе деятельности не проявляется активности в поиске новых решений. 22 Инструментарий мониторинга Если тот или иной показатель сформирован у ребенка и соответственно наблюдается в его деятельности, воспитатель ставит показатель «часто». Если тот или иной показатель находится в состоянии становления, проявляется неустойчиво, ставится показатель «иногда». Эти два показателя отражают состояние нормы развития и освоения дополнительной образовательной программы, и проведения дальнейшей специальной диагностической работы по высокоформализованным методикам не требуется. Если тот или иной показатель не проявляется в деятельности ребенка (ни в совместной со взрослыми, ни в самостоятельной деятельности), возможно создание специальных ситуаций, провоцирующих его проявление (воспитатель может предложить соответствующее задание, попросить ребенка что-либо сделать и т.д.). Если же указанный показатель не проявляется ни в одной из ситуаций, ставится «редко». Результаты мониторинга к концу каждого психологического возраста интерпретируются следующим образом. Преобладание оценок «часто» свидетельствует об успешном освоении детьми требований дополнительной образовательной программы. Если по каким-то направлениям преобладают оценки «иногда», следует усилить индивидуальную педагогическую работу с ребенком по данным направлениям с учетом выявленных проблем в текущем и следующем учебном году, а также взаимодействие с семьей по реализации дополнительной образовательной программы. Если по каким-то направлениям присутствуют оценки «редко», процесс диагностирования переходит на второй уровень, предполагающий проведение комплексного психологического диагностического обследования. Предполагается применение различных методов оценки: наблюдение за детьми, изучение продуктов их деятельности, несложные эксперименты (в виде отдельных поручений ребенку, проведения дидактических игр, предложения небольших заданий), беседы, проекты. Список литературы 1. Лыкова И. А., Шипунова В. А. «Вкусная лепка для детей» Издательский дом «Цветной мир» Москва 2014г. 2. Лыкова И.А. Соленое тесто в семье, детском саду и начальной школе.Москва 2014г. 3. Белошистая А. В., Жукова О.Г. Волшебные коврики: Пособие для занятий с детьми. – М.: АРКТИ, 2008. – 32 с.: ил. 4. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 192 с. Цв. вкл. 5. Лычагина И.А. Лепка из солёного теста 4-5 лет – Мозаика Синтез, 2017г. 6. Макарова М.К. Фигурки из соленого теста.- Харьков 2015г. 7. Поделки из соленого теста, изделия из соленого теста, лепка из соленого теста [Электронный ресурс] / http://5ballov.qip.ru/referats/preview/91278/5 8. Ращупкина С.Ю. Соленое тесто. Поделки, игрушки, сувениры, панно, фоторамки. -Москва 2011г. 9. Сысоева, О.С. Приобщение к русской национальной культуре через ознакомление детей с тестопластикой [Текст]/ О.С. Сысоева [Электронный ресурс] / http://www.puzikov.com/rgratis/?i=2944 23 10. Хоменко В.А. Соленое тесто шаг за шагом; - Харьков: Книжный Клуб «Клуб Семейного Досуга». 2007.- 64с 24