Федеральная образовательная программа дошкольного образования (ФОП ДО)
Данный раздел создан в
целях приведения Основной общеобразовательной программы МБДОУ - детского сада "Детство" в соответствие
с Федеральной образовательной программой дошкольного образования, в соответствии с Федеральным законом от 24.09.2022 № 371-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
и статью 1 Федерального
закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"»
Федеральная
программа позволит объединить обучение и воспитание в единый процесс на основе
традиций и современных практик дошкольного образования, подкрепленных
внушительным объемом культурных ценностей.
Федеральная образовательная программа (далее – ФОП) позволяет
реализовать несколько
основополагающих функций дошкольного уровня образования (п.2):
— обучение и воспитание
ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской
Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на
соответствующем его возрасту содержании доступными средствами;
— создание единого ядра содержания дошкольного
образования (далее — ДО), ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и
социокультурным ценностям российского народа, воспитание
подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей
семьи, большой и малой Родины;
— создание единого федерального
образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до
поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего
ребенку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия
ДО, вне зависимости от места проживания.
ФГОС ДО и ФОП являются основой для
самостоятельной разработки и утверждения дошкольной образовательной организацией
образовательных программ дошкольного образования (далее — Программа), обязательная часть которых должна соответствовать ФОП и
оформляется в виде ссылки на нее.
ФОП
определяет объем обязательной части этих Программ в соответствии с ФГОС ДО — не
менее 60% от общего объема программы.
Часть,
формируемая участниками образовательных отношений, — не более 40% и может быть
ориентирована на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в том
числе региональных, в которых осуществляется образовательная деятельность;
сложившиеся традиции ДОО; выбор парциальных образовательных программ и форм
организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют
потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива
и ДОО в целом.
Содержание
и планируемые результаты разрабатываемых в ДОО Программ должны быть не ниже
соответствующих содержания и планируемых результатов ФОП (п.4).
ФОП включает в себя
учебно-методическую документацию, в состав которой входят федеральная рабочая программа
воспитания, примерный режим и распорядок дня дошкольных групп, федеральный
календарный план воспитательной работы и иные компоненты (п.5).
ФОП включает три раздела — целевой,
содержательный и организационный.
В целевом разделе представлены: цели, задачи, принципы ее
формирования; планируемые результаты освоения ФОП в младенческом, раннем,
дошкольном возрастах, а также на этапе завершения освоения ФОП; подходы к
педагогической диагностике достижения планируемых результатов (п.7).
Содержательный раздел включает
задачи и содержание образовательной деятельности по каждой из образовательных
областей для всех возрастных групп обучающихся (социально-коммуникативное,
познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие). В
нем представлены описания вариативных форм, способов, методов и средств
реализации ФОП, предусматривает приобщение детей к российским традиционным
духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы,
правилам и нормам поведения в российском обществе (п.8).
Организационный раздел включает
описание психолого-педагогических и кадровых условий реализации ФОП;
организации развивающей предметно-пространственной среды (далее — РППС) в ДОО;
материально-техническое обеспечение Программы, представлены примерный режим и
распорядок дня в дошкольных группах, федеральный календарный план
воспитательной работы (п.9).
Вся
программа ориентирована на «разностороннее развитие ребенка в период
дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе
духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и
национально-культурных традиций» — так обозначено в пояснительной записке.
· Общественное обсуждение проекта Федеральной образовательной программы дошкольного образования
· Презентация "Федеральная образовательная программа ДО как стратегический ориентир образовательной политики-2023"
· ФОП ДО
· У-08. Федеральная образовательная программа дошкольного образования
Памятка о внедрении ФОП ДО