Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования художественной направленности Весёлый оркестр

1

СОДЕРЖАНИЕ:
1.

Пояснительная записка

3

2.

Цель и задачи

7

3.

Содержание программы

8

4.

Планируемые результаты

14

5.

Организационно – педагогические условия

15

5.1

Условия реализации программы

15

5.2

Форма аттестации/контроля и оценочные материалы

18

Список литературы

2

1. Пояснительная записка
Направленность программы
Дополнительная
общеразвивающая
программа
дошкольного
образования
художественной направленности «Веселый оркестр» (далее Программа) направлена на
знакомство ребенка с миром музыкальных звуков, воспитание первоначальных навыков
элементарного музицирования, развитие творческих способностей и расширения сферы
музыкальной деятельности. Программа разработана на основе педагогической концепции
детского музыкального воспитания Карла Орфа и программы Т.Э. Тютюнниковой
«Элементарное музицирование с дошкольниками» с системным подходом в реализации
нестандартных игровых приёмов в обучении. Направленность (профиль) Программы –
художественная.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральный уровень:
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением
Правительства РФ от 04.09.2014 г. №1726-р) (далее – Концепция развития дополнительного
образования детей);
Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей»
(утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и
приоритетным проектам (протокол от 30.11.2016 г. №11) (далее – Федеральный
приоритетный проект).
Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – ФЗ № 273).
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г.№196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам).
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г.№533 «О
внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом
Министерства просвещения Российской Федерации и09.11.2018 г. № 196.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (далее СанПиН)
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении
информации» (Вместе с Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (Вместе с «методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»).
3

Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ».
Региональный уровень:
Постановление правительства Свердловской области от 01.08.2019 г. №461-ПП «О
региональном модельном центре дополнительного образования детей Свердловской
области»;
Постановление Правительства Свердловской области от 06.08.2019 г. № 503-ПП «О
системе персонифицирования финансирования дополнительного образования детей на
территории Свердловской области»;
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162-Д «об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года»;
Приказ Минестерства образования и молодежной политики Свердловской области от
26.06.2019 г. № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила
персонифицирования финансирования дополнительного образования детей на территории
Свердловской области».
Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения –
детского сада «Детство» от 20.05.2016 г.
Изменения (дополнения) к уставу Муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения – детского сада «Детство» от 12.12.2017 г.

Актуальность программы
Вопрос о включении детских музыкальных инструментов в сферу музыкального
воспитания детей поднимался в нашей стране ещё в 30-е годы XX века. О роли детских
музыкальных
инструментов в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста
неоднократно говорилось в работах известных педагогов-музыкантов: Асафьева Б.В., Яворского
Б.Л., Ветлугиной Н.А., Ремизовской Е. Р., Тютюнниковой Т. Э. и др. Одной из интересных
форм творческой работы с инструментами стала система детского музыкального воспитания
Карла Орфа, которая нашла своё применение в музыкальной педагогической работе с
дошкольниками Т.Э. Тютюнниковой.
Использование игры на детских элементарных музыкальных инструментах плодотворно
влияет на музыкальное развитие детей дошкольного возраста. Несмотря на положительные
теоретические и практические предпосылки, создание оркестров детских музыкальных
инструментов до сих пор остается трудной задачей. Такое положение объясняется отсутствием
системного подхода в организации оркестров детских музыкальных инструментов, необходимого
репертуара, инструментов, недостаточной готовности педагогов к работе в данной области.
В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль
становления слуха и формирования ритмических способностей. Установлено, что
сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической структуры звуковой
среды, резко тормозят формирование экспрессивной речи в раннем возрасте.
4

Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной)
речи, она невыразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно,
используя короткие отрывочные высказывания. И в дальнейшем слабое развитие слуховых и
моторных способностей, тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу
интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками. Через элементарное
музицирование на детских музыкальных инструментах формируются ритмические
способности, речь становится более совершенной.
Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской
деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников.
Обучаясь игре на
музыкальных инструментах, дети открывают для себя удивительный мир музыкальных
звуков, различают красоту звучания. Когда ребенок слышит и сопоставляет звучание разных
музыкальных инструментов, развиваются его мышление, аналитические способности.
Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику
пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций
организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать
и любить музыку.
В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя:
наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются
музыкальные способности. У детей улучшается качество пения, музыкально – ритмических
движений, они чётче воспроизводят ритм.
Игра на музыкальных инструментах способствует развитию у детей эмоциональной
отзывчивости, любознательности, активности, свободно владеют средствами общения со
взрослыми и сверстниками, способны управлять своим поведением и планировать свои
действия на основе первичных ценностных представлений, способны решать
интеллектуальные и личностные задачи, имеют первичные представления об элементарной
музыкальной грамоте, овладеют необходимыми умениями, навыками для осуществления
музыкальной деятельности.
При создании данной программы был обобщен опыт зарубежной и отечественной
музыкальной педагогики, так же учитывались современные требования
дошкольного
образования.
Программа решает одну из актуальных задач современного времени – воспитание
чувства патриотизма, уважения к российским традициям через знакомство с русскими
народными музыкальными инструментами и игру на них.
Адресат программы
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет (дети
старшей и подготовительной к школе группы детского сада). Для реализации программы
формируются две возрастные подгруппы: дети старшей группы в возрасте от 5 до 6 лет и
дети подготовительной группы от 6 до 7 лет. Дети данного возраста активны во всех видах
музыкальной деятельности. В дошкольный период ведущим видом деятельности является
игровая деятельность, поэтому программой предусмотрен игровой подход и нестандартные
игровые приёмы.
Возрастные характеристики особенностей развития детей каждой возрастной
подгруппы в соответствии с профилем Программы.
5

Дети 5-6 лет. В развитии ребенка происходит большой скачок: появляется
способность произвольно управлять своим поведением, а также процессами внимание и
запоминания. Интенсивно продолжается развитие музыкально-сенсорных способностей;
продолжают развиваться основные музыкальные способности: ритмическое чувство и
мелодический слух. Всё это объясняет большое желание детей заниматься игрой на
музыкальных инструментах. Таким образом, дети шестого года жизни обладают большими
возможностями для развития музыкальных способностей, однако имеющиеся у детей этого
возраста знания, умения и навыки часто не обладают особой прочностью и даже на какойлибо период могут временно утрачиваться.
Соответственно в программе на первом году обучения работа с детьми строится
последовательно, системно, целенаправленно и имеет форму устного музицирования.
Используются шумовые инструменты, «звучащие жесты»(хлопки, шлепки, притопы, щелчки
и другие виды движений), шумовые эффекты. В процессе работы даётся понятие о
метрической организации музыки: метрический пульс, акцент, сильная и слабая доля;
размеры, тактирование в них; темп, ускорение и замедление темпа; длинные и короткиезвуки,
длительности, форте, пиано, мажор, минор, повторение.
Дети 6-7 лет. Ребенок имеет более широкий кругозор, достаточный уровень
интеллектуального развития. Он желает и может осваивать элементы музыкальной грамоты, а
также хочет получать новые знания, поскольку в этомвозрасте дети очень любознательны.
У большинства детей прекрасно развиты музыкально-сенсорные способности, так как
к этому времени совершенствуется работа анализаторов (слух). Это объясняется, с одной
стороны, улучшением работы мозговых центров, а с другой – постоянным упражнением
органов слуха, прежде всего в процессе тренировки их во время музыкально-дидактических
игр и упражнений, а также во время восприятия музыкальных произведений. Соответственно
дети данной возрастной категории имеют гораздо большие возможности для освоения
различных инструментов. Они с удовольствием импровизируют на знакомых инструментах,
вслушиваясь в мелодии, однако подбирать на слух знакомые мелодии могут лишь
отдельные, музыкально одаренные дети. Поэтому необходимо учитывать индивидуальные
особенности каждого ребенка.
В процессе реализации Программы на втором году обучения используются активные
«словари» элементов музыкального языка, накопленные детьми в предыдущем году,
организовывается импровизационная работа. Дети продолжают знакомство с высотой и
длительностью звуков, для расширения их возможностей музицирования на металлофонах и
ксилофонах. Дети учатся играть по одному и в оркестре, используют при этом графическую
запись. Своевременно вступают и заканчивают, играют с динамическими оттенками.
В творческом музицировании создаются условия, ситуации для творческих
проявлений детей, поощряется всеми способами инициатива. Продолжается развитие
фантазии и воображения в игре звуками, тембрами, ритмами; придумывание спонтанных
композиций и графических записей к ним. Используются музыкальные инструменты:
металлофон, свистулька, ксилофон, треугольник, маракас, бубен и др.
Режим занятий
Периодичность занятий: два занятие в неделю во второй половине дня для каждой
возрастной группы. Продолжительность занятий (в соответствии с СанПиНом и спецификой
дошкольного образования) для старшей группы 25 мин, для подготовительной30 минут.
6

Объем Программы: 72 учебных часа в год, 144 часа за весь период обучения.
Содержание программы расписано по разделам, поквартально для детей старшей группы
и для детей подготовительной к школе группы.
Срок освоения Программы: два года
Формы обучения: фронтальная, групповая (всем оркестром), индивидуальная и
подгрупповая.
Виды занятий: интегрированное игровое занятие, которое состоит из условно
теоретической и преимущественно практической части., беседа, практическое занятие,
открытое занятие.. Каждое занятие имеет определённую структуру, включающую основные
виды деятельности музыкально-творческого обучения: звучащие жесты; речевое
музицирование; инструменты; песни; движение и активное слушание; импровизация.
Формы подведение итогов реализации Программы: творческий отчёт, открытое
занятие, презентация, мастер-класс, анализ деятельности детей, практическое задание,
участие в творческих конкурсах, фестивалях, утренниках.

2. Цели и задачи Программы
Цель Программы: развитие творческих способностей детей средствами музыкальноигровой деятельности
Задачи:
Обучающие:
1.Расширять кругозор детей
через знакомство с
музыкальной
культурой и
музыкальными инструментами (русскими народными, инструментами симфонического
оркестра).
2.Знакомить детей с приёмами игры на детских музыкальных инструментах.
3.Знакомить детей с равномерной ритмической пульсацией и простейшим ритмическим
рисунком, динамикой и темпом, используя «звучащие жесты» и игру на различных
детских музыкальных инструментах.
4.Закреплять у детей навыки совместной игры, развивать чувство ансамбля.
5.Поощрять стремление детей импровизировать на музыкальных инструментах.
6.Поддерживать желание играть на инструментах в группе, в повседневной жизни.
Развивающие:
1.Способствовать становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка,
настойчивость, целеустремленность, усидчивость.
2.Развивать память и умение сконцентрировать внимание.
3. Развивать мышление, аналитические способности.
4. Развивать мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук.
5.Способствовать координации двигательных функций организма.
6.Развивать любознательность, фантазию, творческие способности, музыкальный вкус,
интерес к русским народным инструментам, инструментам симфонического оркестра.
Воспитательные:
1.Активизировать внимание ребенка, работу его мысли, его эмоциональную
и
эстетическую отзывчивость.
2.Направлять детей управлять своим поведением и планировать свои действия.
3.Воспитывать творческую инициативу.
7

4.Формировать сознательные отношения между детьми.
5.Воспитывать чувство патриотизма, любовь, уважение к народным традициям, через
знакомство с русскими народными музыкальными инструментами и игру на них.

3. Содержание Программы
Учебный (тематический) план

Разделы программы

1 год обучения
всего
теория практика

2 год обучения
всего
теория практика

Звучащие жесты
Речевое
музицирование
Музицирование на
инструментах
Пение

36
36

7
7

29
29

36
36

10
10

26
26

36

7

29

36

10

26

36

7

29

36

10

26

Движение и активное
слушание
Импровизация

36

7

29

36

10

26

36

7

29

36

10

26

Всего (часов)

36*

7

29

36*

10

26

ИТОГО:

72 часа

* Общее количество часов в год с учётом того, что каждый из разделов учебного плана,
представленных в таблице реализуется в структуре каждого занятия.
Первый год обучения Старшая группа (5-6 лет)
Раздел 1. Звучащие жесты
Теория: Первоначальные импровизационные навыки. Комбинирование звучащих жестов с
движением в пространстве (игра по типу «Эхо»). Перенесение звучащих жестов на
инструмент. Ритмический слух, интонационная выразительность, чувство ритма, ладовый
слух. понятие о долгих и коротких звуках. Чередование игры на инструментах со звучащими
жестами в сочетании с движениями.
Практика: имитации по типу «Играй как я» «Тюшки-тютюшки». Ритмическая игра
«Молоточки» (кулачки и деревянные палочки). Специальное подчеркивание акцента
(сильной доли) в звучащих жестах (ШЛЕП-хлоп, ТОП-хлоп). Проговаривание цепочек
двухсложных имен с шумовым аккомпанементом (Ма-ша, Ко-ля, Ди-ма, Та-ня). Песенка приветствие: каждый называет свое имя (просто и ласково) цепочкой без пауз. Игра «Прыгскок» тактирование в звучащих жестах. Игра сильной доли и паузы после него (разведение
рук в стороны) с проговариванием - «хлоп-пауза, шлеп-пауза». Исполнение данных
последовательностей под звучащую музыку (польки, марши). «Туки-туки», - пение со
звучащими жестами. Песня-команда «Хлопай-топай», муз. С. Перкио с проговариванием
тематических цепочек из слов на проигрыш (лимон-апельсин, банан-мандарин). Начальная
8

стадия работы над ритмом по типу «эхо» в коротких мотивах с речевой поддержкой «Зайказайка», «Петушок-петушок». «Скок-скок», рус. нар. потешка - разучивание с
аккомпанементом из трех звучащих жестов остинато.
Раздел 2. Речевое музицирование
Теория: Разучивание текста в естественной ритмической пульсации. Развитие
интонационного, динамического звуковысотного слуха, четкой артикуляции.
Практика: декламация и исполнение с инструментами «Таря-Маря». Речевые диалоги
«Разговоры» - барабана и треугольника, балалайки и маракаса, воды и травы (с речевым
звукоподражанием). «Мелкий дождик моросит» - звукоподражание на инструментах. Парная
речевая игра «Плакса», сл. А. Бродского. «Прыг-скок» - со звучащими. жестами, затем с
инструментами. «На стене часы висели» (I-й вариант с движениями руки с деревянными
палочками). «Вышли мышки» - игра с движением и озвучиванием текста. Новогодний салат «Тутти-фрутти рондо» (импровизированное соединение названий фруктов в ритмические
цепочки). Речевая пьеса с озвучиванием: «Хрустальный колокольчик», сл. В. Данько. Играразминка для голоса «Зимние забавы» (зимний ветер, блеск снега, фигурное катание, лыжи,
залезание на горку, на санках с горки и т.д.). Речевая ритмическая игра на воображение. Игра
с клавесами – ритмические цепочки по типу «эхо». «Молоточки» игра ритмов по типу эхо с
заменой слов во фразы на ритмические слоги. «Чик-чирик», А. Усачева - декламация с
дудочками. «Петушок», рус. нар. потешка - речевой канон. «Весна», Г. Сапгира озвучивание на инструментах с последующей инсценировкой. «Весенние голоса» фонопедическая игра. Игра на маракасах, бубенцах через такт, через два такта (пауза в
партии инструмента) - «Марш» С. Прокофьева. «Зарядка», сл. В. Данько - озвучивание.
Раздел 3. Музицирование на инструментах
Теория: Динамический, ритмический и тембровый слух, двигательная память. Слуховые и
телесные ощущения, равномерная ритмическая пульсация в умеренном темпе через игру,
движения. Формирование у детей эмоционально-радостных ощущений от активного участия
в совместном коллективном музицировании. Развитие основ интонационно- ритмического
слуха в играх с инструментами, элементарное музицирование. Знакомство с трехдольной
пульсацией (подчеркивание сильной доли и последующее ее наложение на метрический
пульс – игра базовой партитуры.
Практика: Организовать учебную ситуацию как радостную и легкую игру: исполнение,
повтор (диалогическая игра) «Финская полька» - ксилофон, большая тарелка, маракасы,
бубенцы, молотки. «Янка» - игра по очереди, полька М. Глинки - подчеркивание акцента.
«Вализер» - шуточный оркестр под фонограмму (щелчки по коробочке от йогурта и
вращение на пальчике). Звукоподражание дождику на разных инструментах, а также
используя предметы быта (по ковру, щелчком по коробочкам от йогурта). Деревянный тонблок двойной, два различных подвешенных треугольника и тарелка (ударная установка) звукоподражание на инструментах тиканью различных часов, звону будильника, перезвону
башенных часов. Знакомство с хрустальным оркестром» (столик с фужерами). Исполнение
«Анданте» И. Гайдна «Часы». «Чайная полька», латыш. нар. мел. - шуточный оркестр из
чайной посуды (игра пульса, тремоло и свободная импровизация). «Туки-туки» - пение со
звучащими жестами, муз. К. Ковашшка. Пальчиковые тарелочки, треугольник, металлофон,
молотки, бубенцы, «хрустальный оркестр», Исполнение «В мороз», муз. В. Красева.
Исполнение «Сапожки для кошки, муз. Л. Коган. Исполнение «Новогодняя полька» А.
9

Александрова. Молотки, деревянные палочки, бубенцы, деревянные коробочки исполнение: «Немецкая песенка» П. Чайковского. Импровизационное музицирование на
инструментах под фонограмму рус. нар. музыки (по2-4человека). Импровизированное
сопровождение на инструментах песни С. Соснина «Солнечная капель» (поет педагог, дети
приговаривают припев). Сосульки» - пение с инструментами (пальчиковые тарелочки).
Исполнение: шуточные вариации на тему «Пойду ль, выйду ль я» (использовать не только
инструменты, но и предметы: горшки, стиральные доски, ведра и т.п.). «Бульба» с
инструментами в движении (замирать в разных позах).
Раздел 4. Пение
Теория: Учить переносить звучащие жесты на шумовые музыкальные инструменты в
сочетании с темпом и динамикой. Уметь слышать и выделять сильную долю на фоне
метрического пульса в коллективном элементарном музицировании. Развитие ладового
слуха, вызывать эмоциональный отклик на контрастную выразительность мажора и минора.
Практика: игра с пением и инструментами «Колокольцы-бубенцы». Хороводная игровая
песня «Синички» муз. Д. Кабалевского. «Наш котенок», МУ3. Г. Чючян. «Дождик» Е.
Попляновой - диалогическое исполнение с движением и звукоподражанием на пальчиковых
тарелочках. «Семейка огурцов» - песня с пальчиковой игрой. «Глаза закрой, глаза открой".
Зимушка хрустальная», муз. К. Мяскова. «В мороз», муз. В. Красева. "Дед мороз". Сапожки
для кошки», муз. Л. Коган. «Сапожник», нем. нар. песня - движение в хороводе, с
подчеркиванием сильной доли притопом в трехдольном размере (поет педагог, дети
подпевают, где могут). «Слова на ладошке» Е. Попляновой ритмические имитации «эхо».
"Сосульки», "Солнечная капель" Соснин. «Блины», рус. нар. - пение с инструментами.
«сосульки» - пение с инструментами (пальчиковые тарелочки). «Светит солнышко», муз. А.
Лифшица. Ай, качи», муз. М. Ройтерштейна - пение с движением. Хороводная игра со
звучащими жестами «Божья коровка» - пение с движениями двумя кружочками по очереди
(подготовка к канону).
Раздел 5. Движение и активное слушание
Теория: понятие «пауза в движении». Импровизация ритмического аккомпанемента
(свободный выбор). Развивать активность детей, основы ритмического слуха, внимания и
двигательную активность. Формирование у детей мышечных ощущений, равномерной
метрической пульсации, представлений об ускорении и замедлении темпа. Предварительное
формирование умения фантазировать. Придумывать, изменять комбинировать, развивать
импровизационность мышления. Формирование собственной активности каждого ребенка,
развитие внимания, наблюдательности, мелодического ритмического слуха, чувства формы и
памяти.
Практика: «Рондо с
палочками» С. Слонимского. «Семь прыжков». М. Пархаладзе.
«Осенний дождик» - игра «Дождика» по телу кончиками пальцев. «Осенний калейдоскоп» танец листочков. Танец-игра «Вализер». «Согревашка» - игра на обострение слухового
внимания и реакции на паузу. Пальчиковая игра «Чайничек с крышечкой» (фольк. текст).
«Звездная полька», австр. нар. мелодия - детский вариант. Ходьба, бег, поскоки под барабан
с замиранием на паузу. Игра-приветствие. «Вот мое имя» в кругу - импровизация поз. Танец
«Поклоны». М. Сорокин. «Метель» - импровизированное движение с серебряным дождиком.
«Энэ-бэнэ», речевая игра в кругу с клавесами (упражнение на координацию и внимание).
10

«Танец сапожников» - театрализованная игра с музыкой. «Игра со шляпами» - игра на
взаимодействие. Игра - приветствие на музыку «Инда зу», порт. нар. мел. – умение быстро
найти пару и выполнить хлопки. «Бал ароматов весны» - импровизация с надушенными
газовыми платками «Фея Сирени».
Раздел 6. Импровизация
Теория: Свободная манипуляция с инструментом, сыграй как ты хочешь. Развитие
ритмического слуха и формирование эмоционально- радостных ощущений от активного
участия в совместном коллективном музицировании. Формирование умения фантазировать,
активизация творческих проявлений ребенка. Формировать активность слухового
восприятия.
Практика: импровизированное движение мышечное ощущение настроений «веселогрустно» «Два утенка» Е. Попляновой. Дождики на инструментах (сильный, слабый,
затухающий - работа с динамикой и темпом). «Две тучки», сл. В. Белозерова - озвучивание
на инструментах. Тиканье часов, бой часов, сольные импровизации в хрустальном оркестре».
Фонограммы: «Согревалка». Импровизации: игра в «чайном оркестре». Свободные
импровизации к музыке «Танец феи драке» (запись) на инструментах и стеклянных
предметах (по 2-3 человека). «Снежная Сказка», импровизированное озвучивание на
инструментах пьесы «Метель» М. Сорокина. Сольные импровизации ритмов на клавесах.
«Танец сапожников», нем. нар, мелодия. Сольные импровизации ритмов на палочках
«ТУКИ- ТУКИ». «Капельки» А. Майкапара - свободная импровизация на выбранных
инструментах. Фонограммы: «Игра со шляпами». Диалоги на шумовых инструментах:
колокольчик и барабан, рубель и треугольник, два разных барабана под фонограмму: «Индо
зу».
Второй год обучения Подготовительная к школе группа (6-7 лет)
Раздел 1. Звучащие жесты
Теория: понятие о долгих и коротких звуках. Развитие ритмического слуха, детского
произвольно внимания, координации движений, моторики рук. Развитие ритмического
слуха, эмоциональности детей, любви к музицированию. Активизация творческих
проявлений ребенка.
Практика: Ритмические разминки «эхо». Речевая поддержка ритма: использование
ритмических слогов после слов, затем вместо слов. «ТА, ти- ти, та, ТУ-У». Импровизации в
звучащих жестах в песенке приветствии раскрась свое имя по-своему», «Раз, два, три, ну-ка,
повтори» - игра «эхо». Ритмические разминки «эхо». Речевая поддержка ритма:
использование ритмических слогов после слов, затем вместо слов «ТА». «Эхо» ритмические слоги, аккомпанемент звучащих жестов со слоговой поддержкой к звучащей
музыке. Импровизации звучащих жестов в песенке- приветствии. Ритмические разминки под
музыку «Эхо» - ритмические слоги. Звучащие жесты: трехдольная пульсация в звучащих
жестах. Ритмические разминки в двухдольном размере, импровизации «эхо», ведущий –
ребенок. Звучащие жесты: «Всяк играет и поет» рондо в звучащих жестах (дети
импровизируют эпизоды на фоне общего рефрена). Трехдольная пульсация в различных
вариантах звучащих жестов как аккомпанемент к музыке. Ритмическая разминка «эхо» в
чередовании двухдольных, и трехдольных последовательностей.
11

Раздел 2. Речевое музицирование
Теория: Разучивание текста в естественной ритмической пульсации. Развитие
интонационного,
динамического
звуковысотного
слуха,
четкой
артикуляции.
Предварительное формирование умения фантазировать. Придумывать, изменять
комбинировать, развивать импровизационность мышления.
Практика: «Ора-ара» - двухголосная речевая пьеса с эффектом «эхо».
«ЭХО», муз. Е. Попляновой. «Хохоталъная», «На стене часы висели» двухголосный вариант.
Трехголосное «тиканье» - четверти, восьмые и половинные. «Энэ-бэнэ» с палочками вариант с движением по кругу и со звучащими жестами. «Контрасты» - импровизированное
движение в двух образах. «Вышла кошка за кота» - диалогическая парная игра. «Разговоры «Птички, кошки и собаки» и озвучивание и инструментальное исполнение, без речевой
поддержки. «Прыг-скок, полный поворот - двигательная игра с полным циклом работы над
ритмом (до его освобождения от слова и переноса на инструменты как музыкального ритма).
Речевое музицирование: «Три пингвина», сл. А. Милна - озвучивание тремя любыми
звуками, затем звуками трезвучия.
«Шаловливые сосульки» – полная композиция с импровизациями. «Сорок мышей» - речевая
пьеса с игрой. Речевое музицирование: артикуляционно- голосовая разминка «Звездное
небо» (лунная дорожка, голоса звездочек, дуэты и трио звездочек, звездный дождик, хор
планет - кластер). Повтор двухголосных речевых пьес, речевых канонов.
Раздел 3. Музицирование на инструментах
Теория: Организовать учебную ситуацию как радостную и легкую игру. Развитие
динамического, ритмического и тембрового слуха, детского произвольного внимания и
двигательной памяти. Развитие слуховых и телесных ощущений, равномерной ритмической
пульсации в умеренном темпе через игру, движения.
Практика: Игра в оркестре и ансамбле: «Камаринская» П. Чайковского. Игра на ксилофонах
и металлофонах песенок-ритмов на одном звуке. М. Вольфензон «Маленькие часики».
Упражнение для ксилофонов (металлофонов). «Совершенно непонятно» - освоение понятий
«вверх-вниз». В. Селиванов «Шуточка». Упражнение для ксилофонов «Осинка» (игра
октавы). Игра на ксилофонах аккомпанемента до-до к песенкам из двух звуков
(предварительное моделирование на теле). Игра на ксилофонах песенок «Пифт» и «Кошка
ехала в таки». «Три мальчугана», фр. нар песня (октава). «Вальс-шутка» Д. Шостаковича.
При разучивании можно соединить с декламацией стихов. Игра в оркестре и ансамбле:
трехдольная, пульсация в работе с инструментами. Исполнение: А. Майкапар «Вальс». Игра
в оркестре и ансамбле: «Аннушка» чеш. нар. танец - исполнение базовой партитуры и
украшающих ритмов. Исполнение: «Итальянская полька»! С. Рахманинова. «Веселые
сосульки», сл. В. Друза - освоение звукоряда, импровизация. Игра в оркестре и ансамбле: Д.
Шостакович «Шарманка». Э. Григ «Норвежский танец» - облегченный вариант исполнения с
фортепиано и под фонограмму.
Раздел 4. Пение
Теория: Учить переносить звучащие жесты на шумовые музыкальные инструменты в
сочетании с темпом и динамикой. Уметь слышать и выделять сильную долю на фоне
метрического пульса в коллективном элементарном музицировании. Развитие ладового
12

слуха, вызывать эмоциональный отклик на контрастную
выразительность мажора и
минора, продолжать комплексное развитие музыкальности детей в процессе творческого
музицирования.
Практика: Считалка «Два барана». Песенки-ритмы на одном звуке в разных регистрах
(фольклорные тексты) «ЭХО», муз. Е. Попляновой. «Лифт» - песенка-гамма, пение с
одновременной игрой на немой клавиатуре. «Дождик», муз. Н. Френке, «Избушка», рус. нар
потешка. знакомство с названиями нот по порядку использование «немой клавиатуры»
разноцветных трубок разной длины по типу флейты пана для моделирования. «Кошка ехала
в такси» - песенка- гамма, пение с одновременной игрой на немой клавиатуре. «Два кота»,
«Песенка обо всем» - моделирование рисунка интонаций на теле, с игрой на металлофонах.
«Пляшут зайцы», муз. Н. Френкель - пение. «Жил-был у бабушки серенький козлик- пение
со звучащими жестами и танцем. «Сапожник», нем. нар. Песня – повтор с тактированием
трехдольного размера, исполнение в шумовом оркестре. «Снегопад», муз. А. Березняк –
пение с игрой на немой клавиатуре. «У кота-воркота», рус. нар. мелодия. Песни: «Жилибыли», муз. М. Ройтерштейна - сопровождение жестами, «кота-воркота», рус. нар. мелодия.
«Фасоль», муз. Н. Френкель - пение с игрой на немой клавиатуре, пение с игрой на немых
клавиатурах, а затем на ксилофоне. «Луноход», муз. А. Перцовской - пение с игрой на
ксилофоне. «Светлячок», рус. нар. закличка - пение каноном с движениями. «Тень моя
спляши со мной», нар. мелодия: - игровая песня-танец.
Раздел 5. Движение и активное слушание
Теория: Формирование у детей мышечных ощущений, равномерной метрической
пульсации, представлений об ускорении и замедлении темпа. Развивать активность детей,
основы ритмического слуха, внимания и двигательную активность.
Практика: «Марш марионеток», муз. А.Майкапара. Игра «КуЧи-Чик» движения
придумывают и задают дети. Импровизация движений – игра «барабан-колдую» Парная игра
«Часики». «Контрасты» - импровизированное движение в двух образах. «Энзы-бэнзы» речевая пьеса на остинатном речевом аккомпанементе (грок-трок). Игра-приветствие «Инда
эу» - повтор, работа над точностью слышания смены частей формы. «Вальс-шутка» Д.
Шостаковича (сказка про два колокольчика) - театрализация в парах под музыку. Движение
и активное слушание: трехдольная пульсация, импровизированное и фиксированное (пульс,
сильная доля). Движение и активное слушание: трехдольная пульсация, импровизированное
и фиксированное (пульс, сильная доля). «Мексиканский вальс» - игра приветствие и танец со
шлепками. Ритмическая композиция «Подводное царство» на музыку К. Сен-Санса
«Аквариум» и стихи Т. Коти - импровизация движений по тексту под музыку. Освоение
перестроений в пространстве - «Шотландский марш». Движение и активное слушание:
спонтанная театрализация сказки «Волшебные башмачки» (коты и мыши). Движение и
активное слушание: «Звездочет», сл. А. Усачева – игра приветствие. Движение и активное
слушание: «Тень и тишина» - парная игра и импровизированное сопровождение.
Раздел 6. Импровизация
Теория: Развитие ритмического слуха и формирование эмоционально - радостных
ощущений от активного участия в совместном коллективном музицировании.
Практика: Свободная манипуляция с инструментом, сыграй как ты хочешь. «Деревянные
разговоры» «Деревянные танцы», «В тишине», «В лесной глуши», сл. В. Суслова –
13

озвучивание инструментами. Импровизационное движение «Шестеренки» (соло в парах).
«Разговор осенних листьев», сл. В. Берестова. «Снежинки пуховые», сл. А. Липецкого
импровизация аккомпанемента и движений. «Веселый старичок сл. Д. Хармса - озвучивание.
Импровизации: «Всяк играет и поет» - рондо для импровизаций на шумовых инструментах в
заданной структуре (на фоне аккомпанемента педагога). «Кукольный вальс» - импровизация.
«Артистка», муз. Д. Кабалевского - вокальные импровизации на интонации малой терции.
«Аквариум», сл. Г. Видовой - озвучивание стеклянном оркестре. «Солнышко» - движение
под импровизируемую детьми музыку. Импровизации: «Ручей», сл. И. Токмаковой озвучивание на инструментах. Импровизации: «Утренние звуки», сл. Э. Фарджен –
озвучивание
инструментами. «Музыкальный калейдоскоп» - спонтанная двигательная
импровизация. «Звездный дождик» - импровизации на металлофоне. «Под дождем мы поем»,
- импровизация аккомпанемента.

4. Планируемые результаты
Предметные результаты
Обучаясь элементарному музицированию, дети открывают для себя мир музыкальных
звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучание различных инструментов. У
них улучшается качество пения (чище поют), музыкально-ритмических движений (чётче
воспроизводят ритм):
- дети научатся самостоятельно воспроизводить элементарные мелодии, а также
создавать свои при помощи шумовых инструментов;
- появится способность самостоятельно изготавливать простейшие шумовые
инструменты.
К концу учебного года - старшей группы (5-6 лет) выполняются следующие задачи:
- дети музицируют с использованием звучащих жестов, пения, импровизационного
движения, пантомимы и инструментов.
- дети заинтересованы этой деятельностью.
- дети выполняют движения, эмоционально реагируя на музыку.
- развивается чувство ритма как ведущий компонент музыкальности (длительности,
ритмические рисунки, ощущение длины фразы).
- дети инсценируют песни при помощи музыкальных инструментов. Поют и
импровизируют мотивы на 1-2-3 ступенях.
К концу учебного года подготовительной группы (6-7 лет) выполняютсяследующие задачи:
- у детей развивается стремление к самостоятельным музыкальным действиям. Дети
овладевают элементами музыки в практике творческого музицирования.
- дети импровизируют, правильно передавая ритмический рисунок.
- развито чувство ритма как ведущий компонент музыкальности (длительности,
ритмические рисунки, ощущение длины фразы).
- моделируют ритмические отношения различными способами, в том числе и образнографическими.
- дети понимают оттенки смысла музыкальной интонации, используя разнообразие
тембров шумовых инструментов как средство озвучивания и варьирования.
14

- поют и импровизируют мотивы на 1-2-3, 5-6 ступенях.
Метапредметные результаты
- у детей разовьется мелкая моторика рук, координация движений, физические качества;
- улучшится качество речи, коммуникативные навыки;
- сформируются навыки взаимодействия в группе;
- дети научатся строить диалоги в вопросно-ответной форме.
Личностные результаты
- у ребенка разовьются способности слышать, видеть, понимать, чувствовать,
фантазировать и придумывать;
- сформируется музыкальный, эстетический вкус;
- появится любовь и уважение к музыкальному искусству;
- сформируются навыки самостоятельности.

5. Организационно-педагогические условия
5.1. Условия реализации Программы
Материально-техническое обеспечение
Оборудование для организации музыкальной развивающей
предметно-пространственной среды
Категория
оборудования
Помещение
Предметы мебели

Оборудование

Наименование
Музыкально-физкультурный зал 83,9 кв.м.
Детские стулья
Стулья для взрослых
Шкаф для хранения методических материалов
и документации
Стеллаж для пособий, атрибутов и
инструментов
Музыкальный центр (для дисков и флэш-карт)
Музыкальный центр (для СD –дисков)
Ноутбук
Проектор с экраном
Беспроводная акустическая система (колонка)

Беспроводной микрофон
Микрофон проводной
Музыкальные и шумовые инструменты
Игрушки ФОРТЕПИАНО
инструменты с
МЕТАЛЛОФОНЫ
диатоническим
КСИЛОФОНЫ
или
ВАЛДАЙСКИЕ КОЛОКОЛЬЧИКИ

Колво
1
25
3
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
5
2
2
15

хроматическим
звукорядом
Игрушки инструменты с
нефиксированным
звуком, т.е. звуком
неопределенной
высоты

Игрушкиинструменты,
издающие звук
только одной
высоты
Шумовые
инструменты

ДИАТОНИЧЕСКИЕ

КОЛОКОЛЬЧИКИ

1

БУБНЫ (разные)
БАРАБАНЫ

6
2

ТРЕУГОЛЬНИКИ

6

МАРАКАСЫ
КОЛОТУШКИ
ТРЕЩОТКИ
КАСТАНЬЕТЫ
ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ
РУМБА
КОРОБОЧКА (средняя)
КОРОБОЧКА (малая)
Деревянные палочки для отстукивания ритма
КОЛОКОЛЬЧИКИ
БУБЕНЦЫ
ЖЕЛЕЗНЫЕ ТАРЕЛКИ
ПЛАСМАСОВЫЕ ТАРЕЛКИ
ПОГРЕМУШКИ
ДУДОЧКИ
СВИСТУЛЬКИ

Шумовые инструменты самодельные
(выполненные музыкальным руководителем и
родителями)
Дидактический материал
Раздаточный
Демонстрационные и дидактический материал
материал
по развитию чувства ритма
Наглядный и
Ритмические картинки к игре «Цветочные
демонстрационный
феи»
материал
Дидактический материал для развития чувства
ритма к пособию «Этот удивительный ритм»
Набор иллюстраций «Музыкальные
инструменты»
Демонстрационный материал «Музыкальные
инструменты»
Демонстрационный материал
«Симфонический оркестр»
Плакат «Симфонический оркестр»
Дидактические
Лэпбук «Музыкальные инструменты»
игры
Диск
с записью
образцов
Музыкальных
инструментов

7
4
7
4
8 пар
2
1
1
22
15
8
2 пары
3 пары
20
7
5

1
1
1
1
1
1
1
1
1
16

Атрибуты для
организации
музыкальнодидактических игр

Весёлые шнурочки «Музыкальный магазин»

1

«Сказочки-шумелки» С., Е. Железновы (Диск
для организации игр-занятий)
- флажки
- цветные ленты
- султанчики
- платочки
- маски животных

1

Кадровое обеспечение: педагог с высшим или средне – специальным образованием.
Методические материалы
1.
Полный комплект авторских пособий Т.Э. Тютюнниковой
2.
Программа Тутти.
3.
Бим! Бам! Бом! Пособие по элементарному музицированию. Сценарии.
4.
Доноткино. Пособие по элементарному музицированию. Сценарии.
5.
Потешные уроки. Конспекты проектов.
6.
Под Солнечным парусом. Конспекты проектов.
7.
Вариации на тему Шульверка. Идеи для элементарногомузицирования.
8.
ДАО Орф-педагога. Песни народов мира для детей с методикой.
9.
Шоколадное staccato. Пособие по развитию творческого мышления.
10.
Голубая мечта. Конспекты досугов и развлечений.
11.
Веселая шарманка. Пособие по шумовому оркестру.
12.
12.Видеть музыку и танцевать стихи. Мини-монография.
13.
13.С миру по песенке. Часть 1. Сценарии праздников.
14.
С миру по песенке. Часть 2. Сценарии праздников.
15.
Сундучок с бирюльками. Музыкальные игры народов мира.
16.
Суп из колбасной палочки. Конспекты проектов.
17.
Ушки на макушке. Пособие по пению.
18.
Зазеркалье. Концептуальная методика.
19.
Звездная дорожка. Конспекты занятий с дошкольниками.
20.
Всюду музыка живет. Конспекты проектов.
21.
Программа.
22.
Речевые игры.
23.
Методика.
24.
Игры с инструментами.
25.
Планирование.
26.
Видео-методика «Автограф мастера» DVD №3 и DVD №4
27.
DVD к книгам «С миру по песенке», DVD к книге «Веселая шарманка»
28.
+ CD к книге Бим! Бам! Бом!
29.
Собрание пособий является уникальной подборкой методических книг, воснове
которых лежит блестяще претворенные идеи Орф-педагогики.

17

5.2 Формы аттестации / контроля и оценочные материалы
Оценка индивидуального развития детей представлена в Стандарте дошкольного
образования в двух формах диагностики - педагогической и психологической. Под
педагогической диагностикой понимается такая оценка развития детей, которая необходима
педагогу, непосредственно работающему с детьми, для получения "обратной связи" в
процессе взаимодействия с ребенком или с группой детей. При этом согласно данной статье
Стандарта такая оценка индивидуального развития детей, прежде всего, является
профессиональным инструментом педагога, которым он может воспользоваться при
необходимости получения им информации об уровне актуального развития ребенка или о
динамике такого развития по мере реализации Программы. (Комментарии к разделу III
пункта 3.2.3 ФГОС ДО)
Педагогическая диагностика нужна, чтобы:
 индивидуализировать образовательный процесс;
 построить его в соответствии с индивидуальными
особенностями
и
потребностями каждого ребенка;
 эффективно осуществить педагогическую поддержку детей;
 построить индивидуальную образовательную траекторию
каждого
ребенка
и
одновременно оптимизировать работу с группой детей.
Основными формами контроля являются наблюдение, беседа, анализ деятельности,
театрализованная деятельность, календарные праздники длядетей и родителей, участие детей
в фестивалях и конкурсах.
Педагогическая диагностика проводится в начале (сентябрь) и в конце учебного года (май).
Текущий контроль осуществляется при выполнении детьми различных видов заданий на
каждом занятии.
ПЛАН ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
(одна-две минуты на одно задание)
Знание музыкальных инструментов.
- сказать, как называется музыкальный инструмент;
- назвать особенности его строения;
- проиграть молоточком на ксилофоне, металлофоне и др. музыкальных инструментах
любую знакомую мелодию.
- Развитие чувства ритма.
- точно воспроизвести ритмический рисунок мелодии в двухдольном и трехдольном
размере;
- прохлопать, протопать ритмические рисунки в игре «эхо» с использованием
четвертных восьмых и пауз;
- передать 2-х, 3-х частную форму музыки в движении. Телесно-двигательное и
слуховое представление.
- знать и называть жанры польки, вальса, марша.
- спеть любую знакомую песню с музыкальным сопровождением и без него;
18

- придумать и проиграть на металлофоне заданную двух- трехголоснуюпопевку.
- Развитие ассоциативности мышления и фантазии.
- придумать, а затем легко, красиво выполнить движения в соответствии с музыкой
-

– простейшие и сложные;
импровизировать простейшие и сложные мелодии на ДМИ под музыку. Знание
графической нотации.
показывать движение музыкальной линии (прямая, ломаная, кривая и т.д.).
читать простейшие графический нотации ритмических рисунков (5 лет).

КИТЕРИИ ОЦЕНКИ
Высокий уровень:
- четкое знание названия музыкальных инструментов, особенностей строения;
выполнение приемов игры на музыкальных инструментах в слаженном ансамблевом
исполнении;
- точное воспроизведение ритмического рисунка мелодии, а так же в игре
- «Эхо»; движение в соответствии с музыкой;
- знание жанров музыки; правильное интонирование мелодию песни с музыкальным
сопровождением и без него; умение подобрать мелодию по слуху;
- легкое, красивое выполнение движений под музыку без указания взрослого;
импровизировать на ДМИ под музыку;
- знание графической нотации.
Средний уровень:
- знание названий некоторых музыкальных инструментов, особенностей строения;
выполнение приемов игр на простейших музыкальных инструментах, при небольшом
участии взрослого;
- неточное воспроизведение ритмического рисунка мелодии, а так же в игре
- «Эхо»; неточное движение в соответствии с музыкой;
- узнавание жанров музыки с помощью взрослого; интонирование мелодию песни с
музыкальным сопровождением и без него затруднено; подбор мелодию по слуху с
помощью взрослого;
- выполнение движений под музыку с помощью взрослого; импровизация на ДМИ под
музыку с помощью взрослого;
- отображение и чтение графической нотации с помощью взрослого.
Низкий уровень:
- нечеткие представления о разнообразии музыкальных инструментах, приемах игры на
музыкальных инструментах, строении инструментов, нечеткое ансамблевое
исполнение;
- неумение воспроизвести ритмический рисунок мелодии, а так же в игре
- «Эхо»; неловкое, неумелое выполнение движений, не в соответствии с музыкой;
- незнание жанров музыки; неумение интонировать мелодию песни с музыкальным
сопровождением и без него; неумение подобрать мелодию по слуху;
- неумение придумать и выполнить движения под музыку; импровизировать на ДМИ
19

-

только с помощью взрослого;
не знание графической нотации.
ПЛАН ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
(одна-две минуты на одно задание)

Знание музыкальных инструментов.
- сказать, как называется музыкальный инструмент;
- назвать особенности его строения;
- проиграть молоточком на ксилофоне, металлофоне и др. музыкальных инструментах
любую знакомую мелодию.
- Развитие чувства ритма.
- точно воспроизвести ритмический рисунок мелодии в двухдольном и трехдольном
размере;
- прохлопать, протопать ритмические рисунки в игре «эхо» с использованием
четвертных восьмых и пауз;
- передать 2-х, 3-х частную форму музыки в движении. Телесно-двигательное и
слуховое представление.
- знать и называть жанры польки, вальса, марша, менуэта, полонеза, гавота.
- спеть любую знакомую песню с музыкальным сопровождением и без него;
- придумать и проиграть на металлофоне речевую двух- трехголосную пьесу.
- Развитие ассоциативности мышления и фантазии.
- придумать, а затем легко, красиво выполнить движения в соответствии с музыкой
– сложные;
- импровизировать сложные мелодии на ДМИ под музыку. Знание графической
нотации.
- показывать движение музыкальной линии (прямая, ломаная, кривая и т.д.).
- отображать ритм в разных символах и уметь прочитать графическуюнотацию.
КИТЕРИИ ОЦЕНКИ
Высокий уровень:
- четкое знание названия музыкальных инструментов, особенностей строения;
выполнение приемов игры на музыкальных инструментах в слаженном ансамблевом
исполнении;
- точное воспроизведение ритмического рисунка мелодии, а так же в игре
- «Эхо»; движение в соответствии с музыкой;
- знание жанров музыки; правильное интонирование мелодию песни с музыкальным
сопровождением и без него; умение подобрать мелодию по слуху;
- легкое, красивое выполнение движений под музыку без указания взрослого;
импровизировать на ДМИ под музыку;
- знание графической нотации.
Средний уровень:
- знание названий некоторых музыкальных инструментов, особенностей строения;
20

выполнение приемов игр на простейших музыкальных инструментах, при небольшом
участии взрослого;
- неточное воспроизведение ритмического рисунка мелодии, а так же в игре
- «Эхо»; неточное движение в соответствии с музыкой;
- узнавание жанров музыки с помощью взрослого; интонирование мелодию песни с
музыкальным сопровождением и без него затруднено; подбор мелодию по слуху с
помощью взрослого;
- выполнение движений под музыку с помощью взрослого; импровизация на ДМИ под
музыку с помощью взрослого;
- отображение и чтение графической нотации с помощью взрослого.
Низкий уровень:
- нечеткие представления о разнообразии музыкальных инструментах, приемах игры на
музыкальных инструментах, строении инструментов, нечеткое ансамблевое
исполнение;
- неумение воспроизвести ритмический рисунок мелодии, а также в игре
- «Эхо»; неловкое, неумелое выполнение движений, не в соответствии с музыкой;
- незнание жанров музыки; неумение интонировать мелодию песни с музыкальным
сопровождением и без него; неумение подобрать мелодию по слуху;
- неумение придумать и выполнить движения под музыку; импровизировать на детских
музыкальных инструментах только с помощью взрослого;
- не знание графической нотации.

21

Список литературы
1. Девятова Т. А. Образовательная программа по музыкальному воспитанию детей старшего
дошкольного возраста «Звук – волшебник».- Линка – Пресс, 2006.
2. Дыбина О.В., Рахманова Н. П. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперементы
для дошкольников. – М., 2001.
3. Льговская Н.И. Организация и содержание музыкально-игровых досугов детей старшего
дошкольного возраста. – М.: Айрис-прес, 2007.
4. Меркулова Л. Р. Оркестр в детском саду. Программа формирования эмоционального
сопереживания

и

осознания

музыки

через

музицирование. – М., Гуманитарный

издательский центр «Владос», 2003.
5. Радынова О. П. Музыкальные шедевры.- Сфера, 2010.
6. Трубникова М. «Играем в оркестре по слуху» - Москва, 2000г
7. Тютюнникова Т.Э. «Уроки музыки. Система Карла Орфа» - Москва, АСТ, 2000г.
8. Тютюнникова Т.Э. «Шумовой оркестр снаружи и изнутри» - «Музыкальная палитра» №6,
2006

22

23


Наверх
На сайте используются Интернет-сервис "Яндекс.Метрика" и файлы  Cookies. Это позволяет анализировать взаимодействие посетителей с сайтом МБДОУ-детского сада "Детство" и делать его лучше. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь с использованием Интернет-сервиса "Яндекс.Метрика", файлов Cookies, а также даете согласие  на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».