Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования художественной направленности ИЗО - студия

1

СОДЕРЖАНИЕ:
1.

Пояснительная записка

3

2.

Цель и задачи

5

3.

Содержание программы

7

4.

Планируемые результаты

26

5.

Организационно – педагогические условия

27

5.1

Условия реализации программы

27

5.2

Форма аттестации/контроля и оценочные материалы

28

Список литературы

31

2

1.Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дошкольного
образования «ИЗО - студия» (далее Программа) предназначена для проведения
групповых занятий с дошкольниками от 5 до 7 лет по изобразительной деятельности.
Направленность (профиль) Программы – художественная. Программа
направлена на формирование у детей дошкольного возраста 5-7 лет эстетического
отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.
Актуальность Программы обусловлена важностью создания условий для
всестороннего и гармоничного развития дошкольников. Программа соотносится с
тенденциями развития дополнительного образования и согласно Концепции развития
дополнительного образования способствует формированию и развитию творческих
способностей детей, выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся.
Обучение обучающихся происходит в интеграции разных видов изобразительного
искусства и художественной деятельности детей, обеспечивающих оптимальные условия
для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в
соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.
Интеграция видов художественной деятельности наиболее эффективно
обеспечивает потребность каждого ребенка свободно проявлять свои способности и
выражать интересы, поскольку, с одной стороны, дает более многоплановое и
динамичное художественное содержание и, с другой стороны, менее привязана к
стандарту (стереотипу) в поиске замыслов, выборе материалов, техник, форматов, что
обеспечивает высокий творческий потенциал; привносит в деятельность детей
разнообразие и новизну.
Взаимодействие различных видов изобразительных искусств и художественной
деятельности в едином образовательном пространстве ДОО открывает новый путь
художественного освоения действительности в дошкольном детстве. В условиях
интеграции изобразительная деятельность выступает как социально-педагогическое
явление, которое, с одной стороны, формирует творческую личность каждого ребенка,
обеспечивает развитие его самосознания, обеспечивает возможности самореализации и,
с другой стороны, обеспечивает формирование положительно устойчивых
взаимодействий ребенка в сотворчестве со сверстниками и взрослыми. Стержневым
основанием каждого блока выступает художественный образ, который дети
воспринимают в процессе знакомства с произведениями искусства (подлинниками) и
творчески создают в разных видах художественной деятельности.
В эстетическом развитии детей центральной является способность ребенка к
восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию нового
образа (в рисунке, лепке, аппликации, конструкции, сочинительстве), который
отличается оригинальностью, вариативностью, гибкостью, подвижностью. Эти
показатели относятся как к конечному продукту, так и к характеру процесса
деятельности. Таким образом, интегрированный подход позволяет:
 оптимизировать художественное воспитание в ДОО;
 улучшить качественные характеристики образов, создаваемых детьми;
 повысить креативность, инициативность, самостоятельность и ответственность
каждого ребенка.
 Современное общество глубоко заинтересовано в художественно-эстетическом
воспитании подрастающего поколения. Художественно-эстетическое воспитание
является неотъемлемой частью в формировании всесторонне развитой и гармоничной
личности. Начавшись в раннем дошкольном возрасте, оно в дальнейшем содействует
человеку в развитии его способностей: замечать прекрасное в окружающих предметах и
явлениях, постигать посредством собственной изобразительной деятельности их
3

сущность, выражать свои чувства от общения с искусством, а иногда и самому создавать
художественные произведения. В связи с этим значение изобразительного искусства
понимается в настоящее время как важнейший аспект эстетического воспитания детей.
Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на
эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства. Образы детского
изобразительного творчества рассматриваются как художественные, если в них находят
отражение жизненные обобщения. Художественный образ лежит в основе передаваемого
детям эстетического опыта и является центральным, связующим понятием в системе
эстетического воспитания. Художественные образы аккумулируют достижения детей в
познавательной, эстетической, эмоциональной и социальной сферах. Основу
художественного образа составляют «три кита» - эмоциональность, интерес, активность
(Е.А. Флерина).
 Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство
формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами
разных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства в эстетической
деятельности.
Нормативно – правовая основа для разработки и реализации Программы
Федеральный уровень:
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. №1726-р) (далее – Концепция
развития дополнительного образования детей);
Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей»
(утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и
приоритетным проектам (протокол от 30.11.2016 г. №11) (далее – Федеральный
приоритетный проект).
Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – ФЗ № 273).
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г.№196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам).
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г.№533
«О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный
приказом Министерства просвещения Российской Федерации и09.11.2018 г. № 196.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
№28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее СанПиН)
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении
информации» (Вместе с Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (Вместе с «методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их
особых образовательных потребностей»).
4

Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ».
Региональный уровень:
Постановление правительства Свердловской области от 01.08.2019 г. №461-ПП
«О региональном модельном центре дополнительного образования детей Свердловской
области»;
Постановление Правительства Свердловской области от 06.08.2019 г. № 503-ПП
«О системе персонифицирования финансирования дополнительного образования детей
на территории Свердловской области»;
Приказ Минестерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года»;
Приказ Минестерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 26.06.2019 г. № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций
«Правила персонифицирования финансирования дополнительного образования детей на
территории Свердловской области».
Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
– детского сада «Детство» от 20.05.2016 г.
Изменения (дополнения) к уставу Муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения – детского сада «Детство» от 12.12.2017 г.
Адресат Программы - Программа рассчитана на обучающихся 5-7 лет без
предъявления специальных требований. Данная программа предусматривает
дифференцированный подход к обучению, учет индивидуальных психофизиологических
и возрастных особенностей обучающихся.
Наполняемость в одной группе от 7 до 15 человек, группы могут быть как
одновозрастные, так и разновозрастные в зависимости от подготовленности
обучающихся.
Режим занятий - 2 раза в неделю с сентября по май, 72 занятия в год.
Продолжительность занятий: 5 – 6 лет – 25 минут, 6 – 7 лет – 30 минут.
Объем Программы - 2 раз в неделю с сентября по май, 72 занятия в год. Общее
количество часов: 144 часа.
Срок освоения: 2 года.
Перечень форм обучения: групповая, очная, не исключая дистанционную.
Перечень видов занятий: предусмотрены как теоретические – рассказ педагога, беседа
с детьми, рассказы детей, показ педагога способа действия,- так и практические, в ходе
которых дети под контролем педагога самостоятельно выполняют работу.
Перечень форм подведения итогов реализации Программы: создание выставок,
экспозиций, открытые занятия, презентация творческих работ. Проводится для детей,
педагогов и родителей.
2. Цели и задачи общеразвивающей Программы
Цель программы – формирование эстетического восприятия и развитие
творческих способностей детей средствами различных видов изобразительной и
прикладной деятельности.
Задачи:
Обучающие:
 знакомить с приемами нетрадиционных техник рисования, лепки, аппликации.
5



учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться
красоте природы, произведений классического искусства, окружающих
предметов, зданий, сооружений.
 подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов
и явлений окружающей деятельности.
 формировать умение оценивать созданные изображения.
 развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, поделок,
иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить
замечать сочетание цветов.
 развивать творческие способности детей.
 закреплять и расширять знания основ народного декоративно – прикладного
искусства, полученные на занятиях по изобразительной деятельности;
 раскрыть истоки народного творчества;
 научить сравнивать различные виды росписей: находить черты сходства и их
различия;
 знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования,
цветоведения в декоративно – прикладном искусстве;
Развивающие:
 развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения изобразительного
искусства, формировать основы эстетического восприятия;
 пробуждать любознательность в области народного декоративно-прикладного
искусства;
 развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить
элементы прекрасного в жизнь;
 развивать операции мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение;
 совершенствовать технические умения и навыки работы с разнообразными
материалами;
 развивать мелкую моторику рук;
Воспитывающие:
 осуществлять эстетическое воспитание детей: формирование духовных качеств,
эстетического вкуса у детей;
 воспитывать у детей чувство прекрасного, умение видеть красоту в окружающем
мире;
 воспитывать в детях любовь к своей Родине, к традиционному народному
искусству;
 формировать устойчивый интерес к художественной росписи; прививать и
совершенствовать у детей такие качества как трудолюбие, внимательность,
аккуратность;
 воспитывать желание доводить начатое дело до конца.
На решение этих задач ориентированы педагогические условия: игровые методы и
приемы, интегрированные формы организации художественно – творческой
деятельности, художественно – эстетическая пространственно – предметная среда.
Методика работы строится так, чтобы средствами искусства и детской художественной
деятельности сформировать у ребят самостоятельность, инициативность, творческую
активность, способствовать снижению напряженности, скованности. Тема занятия,
организация процесса восприятия всегда предполагает активное общение педагога с
детьми, также учитывается личное мнение ребенка, его готовность включиться в
художественно – творческую деятельность.

6

3. Содержание общеразвивающей Программы.
Учебный (тематический) план 5-6 лет
Название темы

Количество часов

Формы
аттестации/контроля

Азбука цветов

1

Практическое задание

Веселые уроки карандаша

1

Практическое задание

Холодные и теплые картины

1

Летний луг, который я видел летом

1

Практическое задание
Практическое задание

Бабочка

1

Практическое задание

Рисуем мыльными пузырями

1

Практическое задание

Нарядный мухомор

1

Практическое задание

Осенний лес

1

Практическое задание

итого

8

Фотография листа

1

Практическое задание

Осенние листья

1

Практическое задание

Осенний пейзаж

1

Практическое задание

Ваза с цветами

1

Практическое задание

Натюрморт из овощей «Что нам осень
подарила?»

1

Практическое задание

Праздничный торт

1

Практическое задание

Фрукты на столе (арбуз и фрукты)

1

Практическое задание

Цветы в вазе

1

Практическое задание

итого

8

Сказочные цветы

1

Практическое задание

Сказочные цветы

1

Практическое задание

Осень в лесу

1

Практическое задание

Заколдованный лес

1

Практическое задание

Звездное небо

1

Практическое задание

Березовая роща

1

Практическое задание

Рисунок ветра

1

Практическое задание

Первый снег

1

Практическое задание

итого

8

Листья на ветру

1

Практическое задание

Кораблик в море

1

Практическое задание

7

Лесные тропинки

2

Практическое задание

Ночь в лесу

2

Практическое задание

Новогодняя елочка

1

Практическое задание

Кто живет в зимнем лесу

1

Практическое задание

итого

8

Снеговик во дворе

2

Практическое задание

Волшебные узоры

1

Практическое задание

Зимняя картина

1

Практическое задание

Рябина зимой

1

Практическое задание

Дорисуй кораблик и сказочный город

1

Практическое задание

итого

6

Азбука настроений

1

Практическое задание

Дед Мороз идет по лесу

1

Практическое задание

Мой портрет

1

Практическое задание

Я рисую своего папу

1

Практическое задание

Платье для принцессы

1

Практическое задание

Лесовичок

1

Практическое задание

Одежда для моего папы

1

Практическое задание

Мой друг

1

Практическое задание

итого

8

Моя мама

1

Практическое задание

Мой воспитатель

2

Практическое задание

Гриб - боровик

1

Практическое задание

Автопортрет

1

Практическое задание

Мой друг карандаш

1

Практическое задание

Я модельер

2

Практическое задание

итого

8

Пингвины на льдине

2

Практическое задание

Я рисую пушистика и колючую голову

1

Практическое задание

Птицы прилетают с юга

1

Практическое задание

Паук-крестовик

1

Практическое задание

Стрекоза

1

Практическое задание

Дружная семейка (совы) на ветке

2

Практическое задание

8

итого

8

Зеленый лягушонок в зеленой траве

1

Практическое задание

Волшебная карета

2

Практическое задание

Шапка-невидимка

1

Практическое задание

Иллюстрируем сказку «Три медведя»

1

Практическое задание

Кот Мурлыка

1

Практическое задание

Чунга –чанга
(коллективная работа)

2

Практическое задание

итого

8

Итоговое занятие

2

Всего

72

Выставка

Возраст 6-7 лет
Азбука живописной грамоты (теория)

1

Практическое задание

Контрастные и дополнительные цвета

1

Практическое задание

В гостях у солнышка

1

Практическое задание

У царя Нептуна в подводном царстве

1

Практическое задание

Летняя березка

1

Практическое задание

Осенняя березка

1

Практическое задание

Зимняя березка

1

Практическое задание

Весенняя березка

1

Практическое задание

итого

8

Аленький цветочек

1

Практическое задание

Ветка рябины с натуры

1

Практическое задание

Букет (астры, георгины)

1

Практическое задание

Корзина с фруктами

1

Практическое задание

Корзина с фруктами

1

Практическое задание

Цветы в вазе

1

Практическое задание

Аквариум

2

Практическое задание

итого

8

Осенний лес

1

Практическое задание

Кленовый лист

1

Практическое задание

Осенние мотивы (ковер)

1

Практическое задание

Многосерийное полотно

3

Практическое задание

В гости в Африку - пальма

1

Практическое задание

9

Практическое задание

Сбросил лес последнюю листву

1

итого

8

Рисунок ветра

1

Практическое задание

Заколдованные деревья

1

Практическое задание

Восход солнца

1

Практическое задание

Звездное небо

1

Практическое задание

Зимний пейзаж

1

Практическое задание

Как мы помогли снеговичку

1

Практическое задание

Березовая роща

1

Практическое задание

Елочка к новому году

1

Практическое задание

итого

8

Рождественская ночь

2

Практическое задание

В подводном мире

1

Практическое задание

Рисуем мыльными пузырями

1

Практическое задание

Пингвины на льдине

2

Практическое задание

итого

6

Рисование человека по схемам

1

Практическое задание

Мой папа

1

Практическое задание

Мой дедушка

2

Практическое задание

Галстук для папы

1

Практическое задание

Снежная королева

2

Практическое задание

Домовенок Кузя

1

Практическое задание

итого

8

А вот и я

1

Практическое задание

Моя мама

1

Практическое задание

Подснежники для моей мамы

1

Практическое задание

Пусть мама моя будет самой красивой

1

Практическое задание

Девочка - Весна

1

Практическое задание

А это вся моя семья

2

Практическое задание

Выставка работ

1

Практическое задание

итого

8

Ежик из лесу пришел

1

Практическое задание

Пушистый друг (зайчик, котенок, щенок)

1

Практическое задание

10

Муравьишка трудится

1

Практическое задание

Забавное животное

1

Практическое задание

Золотая рыбка

1

Практическое задание

Утята в пруду

1

Практическое задание

На лесной опушке

1

Практическое задание

Пестрокрылая бабочка

1

Практическое задание

итого

8

Космическая картина

2

Практическое задание

Ларец на высоком дубе

1

Практическое задание

Зазеркалье

2

Практическое задание

Ветер по морю гуляет и кораблик
подгоняет

1

Практическое задание

Замок подводного царя Нептуна
(коллективная работа)

2

Практическое задание

итого

8

Итоговое занятие

2

Всего

72

Выставка

Содержание учебного (тематического) плана
Возраст: 5-6 лет
Тема

Техника

Цель

Материалы

сентябрь
1 Азбука цветов
2 Веселые уроки
карандаша
3 Холодные и
теплые картины
4 Летний луг,
который я видел
летом

Мелки +
акварель

Познакомить с цветами,
которые относятся к теплой
и холодной части спектра,
познакомить со способом
получения нового цвета
красок. Учить смешивать
цвета на палитре, добиваясь
нужного тона

Акварель, гуашь,
трафарет палитры,
бумага для
рисования

Закрепить ранее усвоенные
умения и навыки в данной
технике. Содействовать
наиболее выразительному
отражению впечатлений о
лете.

Бумага для
рисования,
восковые мелки,
акварель,
трафареты цветов,
гуашь в мисочках,
поролоновые
тампоны, кисти.

11

5 Бабочка

Монотипия,
обведение
ладошки,
пальчиковая
живопись

6 Рисуем мыльными
пузырями

7 Нарядный
мухомор

Печать клише,
пальчиковая
живопись,
поролон

8 Осенний лес

Пальчиковая
живопись,
монотипия

Упражнять детей в технике
монотипии. Закрепить
умение использовать
технику печатания ладошки
с сомкнутыми пальчиками
– большое крыло, кулачок –
маленькое крыло).
Познакомить детей с
симметрией (на примере
бабочки). Развивать
пространственное
мышление.

Силуэты
симметричных и
несимметричных
предметов в
иллюстрации
бабочек, лист
бумаги, белый
квадрат, гуашь,
кисть, простой
карандаш.

Совершенствовать новую
технику рисования
мыльными пузырями.
Развивать фантазию,
воображение.

Разведенные
мыльные пузыри
(шампунь, гуашь,
вода) лист бумаги
и трубочка для
коктейля

Закрепить умения,
используя технику
печатанья. Развивать
чувство композиции.

Печатки и
трафареты,
простой карандаш,
поролоновые
тампоны, гуашь в
мисочках.

октябрь
1 Фотография листа Печать
листочком

Расширение представлений
детей о возможных
способах художественного
изображения; знакомство с
методом печати листьями.
Закрепление знаний о
теплой цветовой гамме.
Формирование навыков
создания несложной
цветовой композиции

Гуашь, широкие
кисти, цветная
бумага, клеенка
для черновой
работы,
разнообразные по
форме листья

2 Осенние листья

Познакомить с техникой
тиснения. Учить обводить
шаблоны листьев простой
формы, делать тиснение на
них. По желанию рисовать
на общем листе пейзаж
осени (без листьев)

Шаблоны листьев
разной формы,
простой карандаш,
цветные
карандаши,
материал для
тиснения
(предметы с
различной
фактурой), ватман,

Тиснение

12

гуашь, кисти.
3 Осенний пейзаж

Тычкование

Закрепить умение вырезать
листья и приклеивать их на
деревья, прием тычкования
– учить делать ежика,
грибочки на него. Развивать
чувство композиции.

Ножницы, клей,
карандаш,
квадраты (2х2 см)
из газетной бумаги
(около 40 шт.),
красная,
коричневая и
белая бумага для
грибов
(прямоугольники),
листья,
изготовленные на
предыдущих
занятиях.

4 Ваза с цветами

Печать по
трафарету

Совершенствовать умение в
художественных техниках
печатания и рисования
пальчиками. Развивать
цветовое восприятие,
чувство ритма.

Печатки и
трафареты,
простой карандаш,
поролоновые
тампоны, гуашь в
мисочках.

5 Натюрморт из
овощей «Что нам
осень подарила?»

Свеча +
акварель

6 Праздничный торт Любая

Акварель, бумага
для рисования,
свеча, кисти
Совершенствовать умения
и навыки в свободном
экспериментировании с
материалами,
необходимыми для работы
в нетрадиционных
изобразительных техниках.

7 Фрукты на столе
(арбуз и фрукты)

Печать
поролоном,
мятая бумага,
пальчиковая
живопись

8 Цветы в вазе

Кляксография с Познакомить с новой
техникой – рисования с
ниточкой
ниточкой. Воспитывать
аккуратность.

Все имеющие в
наличии
Печатки и
трафареты,
простой карандаш,
скомканная
бумага,
поролоновые
тампоны, гуашь в
мисочках.
Ниточка,
трафареты,
поролоновые
тампоны,
акварель, гуашь в
мисочках.

ноябрь
1 Сказочные цветы

Мелки +
акварель

Совершенствовать
рисование в данных

13

Акварель, бумага
для рисования,

нетрадиционных техниках. мелки, кисти
Закрепить умение печатать
по трафарету, равномерно
делать напыление по всему
листу, рисовать свечой.
Все имеющиеся в
Развивать воображение,
наличии
творчество.

2 Сказочные цветы

Монотипия

3 Осень в лесу

Монотипия

4 Заколдованный
лес

Любая

5 Звездное небо

Напыление,
печать по
трафарету

Зубная щетка,
гуашь, бумага для
рисования,
трафареты

6 Березовая роща

Рисование
свечой

Акварель, бумага
для рисования,
свеча, кисти

7 Рисунок ветра

Выдувание из
трубочки

Учить направлять струю
выдыхаемого воздуха.
Развивать фантазию.

Бумага, тушь или
жидко разведенная
гуашь в мисочках,
пластиковая ложка

8 Первый снег

Монотипия.
Рисование
пальчиками,
мятой бумагой

Учить рисовать дерево без
листьев в технике
монотипии, сравнивать
способ его изображения с
изображением дерева с
листьями. Закрепить
умение изображать снег,
используя рисование
пальчиками. Развивать
чувство композиции.

Блюдце с
штемпельной
подушкой из
тонкого поролона,
пропитанного
гуашью, плотная
бумага любого
цвета и размера,
смятая бумага,
трафареты из
пенопласта

декабрь
1 Листья на ветру

Графический
граттаж

Познакомить с
нетрадиционной техникой
черно-белого граттажа.
Учить передавать
настроение ветра с
помощью графики.
Упражнять в
использовании средств
выразительности.

Полукартон либо
плотная бумага
белого цвета,
свеча, широкая
кисть, черная
тушь, жидкое
мыло (1 капля на 1
ст. л.туши) или
зубной порошок,
мисочки для туши,
палочка с
заточенными
концами

2 Кораблик в море

Живопись по –
мокрому,
акварельные

Совершенствовать умения
и навыки в свободном
экспериментировании с

Акварель,
акварельные
мелки, бумага,

14

мелки
3 Лесные тропинки

Мятая бумага,
обрывание

4

5 Ночь в лесу

материалами,
кисти
необходимыми для работы
в нетрадиционных
Гелевая ручка,
изобразительных техниках. цветные
карандаши,
скомканная бумага,
газетные листы,
гуашь

Обрывание,
напыление

Зубная щетка,
гуашь, бумага для
рисования,
трафареты, бумага
для обрывания.
Акварель, бумага
для рисования,
кисти, скомканная
бумага

6
7 Новогодняя
елочка

Любая

8 Кто живет в
зимнем лесу

Мятая бумага,
напыление,
пальчиковая
живопись
январь

1 Снеговик во
дворе
2

Мятая картина

3 Волшебные узоры Выдувание из
пятна
4 Зимняя картина

Печать
поролоном,
пенопластом,
мятая бумага

5 Рябина зимой

Скомканная
бумага –
наложение

Совершенствовать
рисование в данных
нетрадиционных техниках.
Закрепить умение печатать
по трафарету, равномерно
делать напыление по всему
листу, рисовать свечой.
Развивать воображение,
творчество.
Совершенствовать
рисование в данных
нетрадиционных техниках.
Закрепить умение печатать
по трафарету, равномерно
делать напыление по всему
листу, рисовать свечой.
Развивать воображение,
творчество.

6 Дорисуй кораблик Любая
и сказочный город

Салфетки разного
цвета, кисти,
бумага,
иллюстрации
пейзажей со
снеговиком, клей

Бумага, тушь или
жидко разведенная
гуашь в мисочках,
пластиковая
ложка,
поролоновые
тампоны, смятая
бумага

Все имеющиеся в
наличии
февраль

1 Азбука
настроений

Работа по
схемам

Закрепить умение работать Бумага для
по схемам, с техникой
рисования,
15

Акварель +
печати ладошками, по
восковые мелки трафарету, обрывания и
набрызга. Развивать
цветовосприятие.
Обрывание,
напыление

акварель,
восковые мелки,
бумага для
обрывания,
трафареты, зубная
щетка, расческа,
гуашь

3 Мой портрет

Черно-белый
граттаж

Приготовленный
лист для чернобелого граттажа,
черный маркер,
палочка для
процарапывания,
сангина,
репродукции
портретов, эскизы.

4 Я рисую своего
папу

Мятая бумага,
обрывание

5 Платье для
принцессы

Тычкование
ватными
палочками

6 Лесовичок

Тычок жесткой
кистью

2 Дед Мороз идет
по лесу

7 Одежда для моего Любая
папы
8 Мой друг

Любая

Учить рисовать портрет
человека, используя
выразительные средства
графики. Содействовать
передаче отношения к
изображаемому. Развивать
чувство композиции.

Скомканная
бумага,
приготовленная
бумага для
обрывания, гуашь,
кисти
Совершенствовать технику
тычкования. Развивать
чувство ритма.
Воспитывать аккуратность.

Ватные палочки,
жесткие кисти,
бумага для
рисования, гуашь
в мисочках,
трафареты.

Совершенствовать умения Все имеющиеся в
и навыки в свободном
наличии.
экспериментировании с
материалами,
необходимыми для работы
в нетрадиционных
изобразительных техниках.
март

1 Моя мама

Сангина

2 Мой воспитатель

Графические
средства,
сангина

3

Учить рисовать портрет
человека, используя
выразительные средства
графики. Содействовать
передаче отношения к
изображаемому. Развивать
чувство композиции.

16

Приготовленный
лист для чернобелого граттажа,
черный маркер,
палочка для
процарапывания,
сангина,
репродукции
портретов, эскизы,
трафареты.

4 Гриб - боровик

Любая

Все имеющиеся в
наличии.

5 Автопортрет

Работа по
трафарету

6 Мой друг
карандаш

Любая

7 Я модельер

Свеча +
акварель

Акварель, бумага
для рисования,
свеча, кисти

8

Любая

Все имеющиеся в
наличии.
апрель

1 Пингвины на
льдине
2

Ладошка

Совершенствование
нетрадиционных техник
(рисование пальчиками,
Снег – мятая
ладошками, отпечатки
бумага
разными предметами,
3 Я рисую
Тычок жесткой тычок сухой кистью, оттиск
пушистика и
кистью и оттиск мятой бумагой,
колючую голову мятой бумагой кляксография). Развитие
творческого воображения и
чувство юмора. Воспитание
4 Птицы прилетают Кляксография
самостоятельности,
с юга
уверенности,
инициативности.

Гуашь, акварель,
кисти, бумага для
рисования,
скомканная
бумага, клей,
карандаш,
квадраты (2х2 см)
из газетной бумаги

5 Паук-крестовик

Обрывание

6 Стрекоза

Тычкование

7 Дружная семейка
Совы на ветке
8

Тычкование,
пальчиковая
живопись,
печатанье
листьями

Салфетки,
ножницы,
квадраты (2х2 см)
из газетной
бумаги,
подготовленный
фон, листья для
печатанья, гуашь,
акварель.

Совершенствовать умения
использовать данную
изобразительную технику.
Познакомить с техникой
печатанья листьями

май
1 Зеленый
лягушонок в
зеленой траве

Напыление
красками
разными по
оттенку

2 Волшебная карета Печать по
трафарету,

Закрепить умение работать
с техникой печати
ладошками, по трафарету и
набрызга. Развивать
цветовосприятие. Учить
смешивать краски прямо на
листьях или тампоном при
печати.
17

Бумага для
рисования, гуашь,
кисти,
поролоновые
тампоны,
трафареты
Бумага для
рисования, гуашь,

ладошки,
пальчиковая
живопись

3

кисти,
поролоновые
тампоны,
трафареты

4 Шапка-невидимка Любая

Совершенствовать умения Все имеющиеся в
и навыки в свободном
наличии
экспериментировании с
материалами,
необходимыми для работы
с нетрадиционных
изобразительных техниках.
Закрепить умение выбирать
самостоятельно технику и
тему.

5 Иллюстрируем
сказку «Три
медведя»

По выбору
детей

6 Кот Мурлыка

Напыление,
выкладывание
рисом

7 Чунга –чанга
(коллективная
работа)

Обрывание,
пальчиковая
живопись

8

Ладошки, мятая
картина, печать

Учить создавать образ кота,
используя смешение
красок, набрызг, печать по
трафарету, пальчиками,
ладошками, в технике
обрывания. Развивать
цветовосприятие.
Упражнять в рисовании с
помощью данных техник.

Бумага для
рисования, зубная
щетка, расческа,
гуашь, крашенный
рис, клей, эскизы,
иллюстрации
Бумага для
рисования, бумага
для обрывания,
гуашь, клей,
эскизы,
иллюстрации
Бумага для
рисования,
скомканная бумага,
кисти, трафареты,
поролоновые
тампоны, гуашь,
крашенный рис,
клей, эскизы,
иллюстрации

Возраст: 6-7 лет
Тема

Техника

Цель

Материалы

сентябрь
1 Азбука
живописной
грамоты

Помочь освоить цветовую Акварель, гуашь,
трафарет палитры,
гамму
бумага для
Вызывать желание
18

довести начатое дело до
конца и добиваться
результата, несмотря на
возникшие трудности
Научить смешивать
краски на палитре,
получать желаемые
оттенки.
Совершенствовать
технику живописи помокрому .

2 Контрастные и Работа на палитре
дополнительные
цвета
3 В гостях у
солнышка

Живопись по мокрому

4 У царя Нептуна Живопись по мокрому
в подводном
царстве

5 Летняя березка

Акварель + шерстяные
нитки

Учить передавать образ
дерева – березки в разное
время года, используя
6 Осенняя березка Акварель + карандашная различную технику
рисования.
стружка
7 Зимняя березка

Шерстяные нитки + цв.
бум.

8 Весенняя
березка

Акварель + пенопласт

рисования

Акварель, бумага
для рисования,
карандашная
стружка, шерстяные
нитки, цв. бумага,
пенопласт, клей,
кисти.

октябрь
1 Аленький
цветочек

Живопись по мокрому

2 Ветка рябины с Тычкование мятой
натуры
бумагой

3 Букет (астры,
георгины)

Печатание картофелем
Рисование пастелью

4 Корзина с
фруктами

Печатка пенопластом

5 Корзина с
фруктами

Свеча, процарапывание

Учить создавать

Акварель, бумага,
кисти

Совершенствовать умения
в данной технике.
Учить анализировать
натуру, выделяя ее
особенности (форму вазы,
вид и величину цветов,
форму лепестков).
Закрепить приемы
печатания. Развивать
чувство композиции.
Учить обращаться к
натуре в процессе
рисования, подбирать
цвета в соответствии с
натурой.

Ножницы, клей,
карандаш, квадраты
(2х2 см) из газетной
бумаги (около 40
шт.), красная,
коричневая и белая
бумага для грибов
(прямоугольники),
листья,
изготовленные на
предыдущих
занятиях.
Букет осенних
цветов, лист бумаги,
печатки, пастель,
гуашь, поролоновые
тампоны.

Закрепить умение
Бумага, свеча,
рисовать свечой и
акварель, простой
акварелью, процарапывать карандаш, палочка
19

рисунок. Развивать
чувство композиции.

для
процарапывания,
гуашь, кисти,
репродукции
натюрмортов,
эскизы.

6 Цветы в вазе

Кляксография с ниточкой Познакомить с
Бумага, тушь
нетрадиционной
разных цветов,
художественной техникой ниточка,
кляксография с ниточкой.
Развивать воображение.

7 Аквариум

Нитки + крашеный рис + Совершенствовать умения Нитки, крашеный
работать в данных
рис, гуашь, бумага,
ладошки
изобразительных
кисти.
техниках, уметь сочетать
их.

8

ноябрь
1 Осенний лес

Мятая бумага

2 Кленовый лист

Ладошками

3 Осенние
мотивы (ковер)

Набрызг с трафаретом

Совершенствовать умение
в нетрадиционных
техниках оттиск мятой
бумагой, печать
ладошками. Учить
превращать отпечатки из
ладошки в кленовый лист.
Учить в работе отражать
облик деревьев в лесу
наиболее выразительно.
Развивать чувство
композиции.

Скомканная бумага,
бумага для
рисования, гуашь,
кисти.

Учить создавать образ
осеннего ковра, используя
смешение красок, набрызг
и печать по трафарету.
Развивать
цветовосприятие.
Упражнять в рисовании с
помощью данных техник.

Подготовленные
ранее фон, гуашь,
кисти,
иллюстрации,
зубная щетка,
расческа, трафареты

4 Многосерийное Фон – живопись пополотно
мокрому
5

6

Учить создавать
многосерийное полотно,
используя сочетание
Изготовление трафарета различных
изобразительных техник.
цветов –
процарапывание рисунка Воспитывать чувство
прекрасного.
Завершение работы –
напыление рисунка
20

Бумага для
рисования,
акварель, кисти,
поролоновые
тампоны, трафареты
цветов, бутонов,
скрепки для
процарапывания,
зубная щетка,

расческа, белая
гуашь
7 В гости в
Африку пальма

Ладошки
Пальчиковая живопись

8 Сбросил лес
последнюю
листву

Пейзажная монотипия

Совершенствовать данные Акварель, бумага,
изобразительные техники. кисти, гуашь либо
акварель, влажная
губка, кафельная
плитка

декабрь
1 Рисунок ветра

Выдувание из трубочки

Закрепить умение
направлять струю
выдыхаемого воздуха в
заданном направлении.

2 Заколдованные
деревья

Любая

Совершенствовать умения Все имеющиеся в
и навыки в свободном
наличии
экспериментировании с
материалами,
необходимыми для работы
в нетрадиционных
изобразительных
техниках.

3 Восход солнца

Цветной граттаж

Совершенствовать умение
в нетрадиционных
техниках цветной граттаж,
набрызг, мятая бумага,
обрывание. Развивать
чувство композиции.

4 Звездное небо

Набрызг

5 Зимний пейзаж

Мятая бумага, обрывание

6 Как мы помогли Любая
снеговичку

Акварель, трубочки,
бумага, баночки,
кисти

Цветной картон или
плотная бумага,
предварительно
раскрашенные
акварелью либо
фломастерами,
свеча, широкая
кисть, мисочки для
гуаши, палочка с
заточенным концом.
Бумага, акварель,
кисти, зубная щетка,
расческа,
репродукции
пейзажей, елей,
эскизы, скомканная
бумага, бумага для
обрывания

Совершенствовать умения Все имеющиеся в
и навыки в свободном
наличии
экспериментировании с
материалами,
необходимыми для работы
21

в нетрадиционных
изобразительных
техниках.
7 Березовая роща Свеча + акварель

Закрепить умение
рисовать свечой и
акварелью. Учить
создавать выразительный
образ березовой рощи.
Развивать чувство
композиции.

Бумага, свеча,
акварель, простой
карандаш, гуашь,
кисти, репродукции
пейзажей, эскизы.

8 Елочка к
новому году

Учить рисовать елочку
восковыми мелками,
обращая внимание на
расположение веток и
иголках на них. Учить с
помощью акварели
передавать зимний
колорит. Развивать
цветовосприятие.

Бумага, акварель,
кисти, восковые
мелки, зубная щетка,
расческа,
репродукции
пейзажей, елей,
эскизы.

Акв. + восковые мелки,
напыление

январь
1 Рождественская Свеча + гуашь
ночь

Закрепить умение
рисовать свечой и гуашью.
Учить создавать
выразительный образ
рождественской ночи.
Развивать чувство
композиции.

Бумага, акварель,
кисти, зубная щетка,
расческа,
репродукции
пейзажей, елей,
эскизы, палочка для
процарапывания

2

Напыление,
процарапывание

Учить передавать
настроение тихой
рождественской ночи с
помощью напыления,
процарапывания.

3 В подводном
мире

Живопись по мокрому
Ладошками

4 Рисуем
мыльными
пузырями

Выдувание из трубочки

Совершенствовать умение
использовать данные
изобразительные техники.
Развивать чувство
композиции.

5 Пингвины на
льдине

Снег, лед, полярная ночь Учить изображать снег,
Бумага, гуашь,
– живопись по - мокрому, лед и полярную ночь,
кисть, иллюстрации,
используя гуашь разных
мятая бумага
скомканная бумага
цветов, смешивая ее прямо
на бумаге. Закрепить
понятие о холодных
цветах. Упражнять в
22

Гуашь, акварель,
кисти, бумага,
трубочки, баночки с
разведенной
краской

аккуратном закрашивании
всей поверхности листа.
6

Пингвины – ладошки,
напыление

Совершенствовать умение
в смешивании белой и
черной красок прямо на
листе бумаги. Учить
рисовать семью
пингвинов, передавая
разницу в величине птиц.
Развивать умение
отображать в рисунке
несложный сюжет.

Подготовленные
ранее пейзажи,
гуашь, кисти,
иллюстрации,
рисунки детей,
зубная щетка,
расческа

февраль
1 Рисование
человека по
схемам
2 Мой папа

Обрывание

3 Мой дедушка

Мелки + акварель

4

5 Галстук для
папы

Любая

6 Снежная
королева
7

Мятая бумага, живопись
по-мокрому, напыление

8 Домовенок Кузя Мятая бумага

Продолжать знакомить
детей с жанром портрета.
Закрепить умение
изображать человека по
схемам (лицо, фигура),
пользуясь различными
приемами рисования
сангиной, обрыванием,
мелками, графически
выразительными
средствами. Развивать
чувство композиции.

Бумага для
рисования, сангина,
репродукции
портретов, эскизы,
мелки, акварель,
бумага для
обрывания.

Совершенствовать умения
и навыки в свободном
экспериментировании с
материалами,
необходимыми для работы
в нетрадиционных
изобразительных
техниках.

Бумага для
рисования, акварель,
скомканная бумага,
репродукции
портретов, эскизы.

март
1 А вот и я

Свеча + акварель

Закрепить умение
рисовать свечой и
акварелью.

2 Моя мама

Сангина

Закрепить умение
рисовать сангиной.

3 Подснежники
для моей мамы

Мелки + акварель

Учить рисовать
подснежники восковыми
мелками, обращая
внимание на склоненную
головку цветов. Учить с
23

Бумага, свеча,
акварель, простой
карандаш, гуашь,
кисти, репродукции
портретов, эскизы.

Бумага, акварель,
восковые мелки,
иллюстрации,
эскизы.

помощью акварели
передавать весенний
колорит. Развивать
цветовосприятие.
4 Пусть мама моя любая
будет самой
красивой

Совершенствовать умения Все имеющиеся в
и навыки в свободном
наличии
экспериментировании с
материалами,
необходимыми для работы
в нетрадиционных
изобразительных
техниках.

5 Девочка - Весна Монотипия, силуэтное
рисование

Закрепить знание детей о
симметричных и
несимметричных
предметах, навыки
рисования гуашью.
Закрепить теплые цвета.

6 А это вся моя
семья
7

Совершенствовать умения Все имеющиеся в
и навыки в свободном
наличии
экспериментировании с
материалами,
необходимыми для работы
в нетрадиционных
изобразительных
техниках.

любая

8 Выставка работ

Бумага, кисти,
гуашь либо
акварель, влажная
губка, кафельная
плитка

Продолжать учить
Рисунки детей.
рассматривать рисунки.
Поощрять эмоциональные
проявления,
высказывания, выбор
понравившихся и
непонравившихся
рисунков.
апрель

1 Ежик из лесу
пришел

Смешанная

2 Пушистый друг Тычок жесткой кистью,
(зайчик,
скомканная бумага
котенок, щенок)
3 Муравьишка
трудится

Пальчиковая живопись

Совершенствовать умение
в художественных
техниках печатания и
рисования пальчиками,
мятой бумагой. Развивать
цветовое восприятие,
чувство ритма. Учить
создавать выразительный
образ различных
животных.

24

Все имеющиеся в
наличии
Бумага, трафарет
животного, жесткая
кисть, гуашь
Мисочки с гуашью,
плотная бумага,
небольшие листы,

салфетки
4 Забавное
животное

Кляксография

5 Золотая рыбка

Свеча + акварель

6 Утята в пруду

Напыление одной
краской

7 На лесной
опушке

Напыление красками
разной плотности и
разных оттенков

8 Пестрокрылая
бабочка

Любая

Совершенствовать умение
рисовать свечой и
акварелью работать в
технике кляксография.
Развивать воображение.
Воспитывать
аккуратность.

Бумага, тушь или
жидко разведенная
гуашь в мисочках,
пластиковая ложка

Совершенствовать умение
делать напыление одной
краской и красками разной
плотности и разных
оттенков.

Подготовленные
ранее пейзажи,
гуашь, кисти,
иллюстрации,
зубная щетка,
расческа

Свеча, плотная
бумага, акварель,
кисти

Совершенствовать умения Все имеющиеся в
и навыки в свободном
наличии
экспериментировании с
материалами,
необходимыми для работы
в нетрадиционных
изобразительных
техниках.
май

1 Космическая
картина
2

Мятая бумага, печать,
обрывание

Совершенствовать умение
в художественных
техниках печатания и
рисования пальчиками,
ладошками, пенопластом,
мятой бумагой. Развивать
цветовое восприятие,
чувство ритма.

Блюдце с
штемпельной
подушкой из
тонкого поролона,
пропитанного
гуашью, плотная
бумага любого
цвета и размера,
смятая бумага,
трафареты из
пенопласта, смятая
бумага

3 Ларец на
высоком дубе

Ладошка, мятая бумага,
печать пенопластом

4 Зазеркалье

Экран для копирования

Развивать навыки
рисования с помощью
специального экрана для
копирования

Бумага, экран для
копирования,
фломастеры,
акварель, кисти

Живопись по мокрому,
выкладывание берега из
пшена, печать

Совершенствовать умения
и навыки в свободном
экспериментировании с
материалами,
необходимыми для работы

Бумага, акварель,
поролоновые
тампоны, кисти,
клей, пшено,
печатки, гуашь

5
6 Ветер по морю
гуляет и
кораблик
подгоняет

25

7 Замок
подводного
царя Нептуна
8 (коллективная
работа)

Любая

в нетрадиционных
изобразительных
техниках.

Все имеющиеся в
наличии

4. Планируемые результаты
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок
ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного,
музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения
к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства;
восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование
сопереживания
персонажам
художественных
произведений;
реализацию
самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивномодельной, музыкальной и др.).
5 – 6 лет
- самостоятельно создает выразительные образы различных объектов и явлений
окружающего мира на основе сформированных представлений о них, при этом старается
передать не только основные признаки (форму, цвет, пропорции, фактуру)
изображаемых объектов, но и различные взаимосвязи между ними, а так же, свое личное
отношение;
- в разных видах изобразительной деятельности стремится к воплощению
развернутых сюжетов; в декоративно – оформительской деятельности создает изделия,
гармонично сочетающие форму, декор и назначение предмета;
- успешно применяет освоенные художественные техники и способы, свободно
сочетает их для реализации своих творческих замыслов; по своей инициативе осваивает
новые техники (монотипия, коллаж, мозаика, граттаж, декупаж, и др.) и различные
изобразительно – выразительные средства; интересуется изобразительным и
декоративно – прикладным искусством; замечает красоту и гармонию в окружающем
мире;
- способен экспериментировать с красками, пластическими, природными и
нетрадиционными материалами для реализации своих замыслов;
- целенаправленно следует своей цели, намеченному плану, преодолевает
препятствия (не отказываться от своего замысла до получения результата);
- стремится к участию в коллективных творческих проектах.
6 – 7 лет
- самостоятельно, свободно, с интересом создает оригинальные сюжетные
композиции различной тематики из близкого окружения (семья, детский сад, бытовые
общественные и природные явления, праздники), а так же на основе представления о
«далеком» (природа и культура на других континентах, путешествия, космос);
«прошлом» и «будущем» человечества (история, веселые приключения);
- в творческих работах передает различными изобразительно – выразительными
средствами свои личные впечатления об окружающем мире (грустный или веселый
человек, добрый или злой сказочный персонаж и т.д.);
- успешно реализует творческие замыслы, свободно и умело сочетает разные
художественные техники (в т.ч. нетрадиционные техники: тычок жесткой полусухой
кистью, рисование пальчиками, рисование ладошкой, оттиск поролоном, оттиск
пенопластом, оттиск смятой бумагой, восковые мелки и акварель, свеча и акварель,
монотипия предметная, черно-белый граттаж, цветной граттаж, кляксография,
26

кляксография с трубочкой, набрызг, отпечатки листьев, тиснение, монотипия
пейзажная);
- способен активно использовать разнообразные изобразительные материалы для
реализации собственных целей в свободном, творческом рисовании, лепке, аппликации;
- сотрудничает с другими детьми в процессе создания коллективной композиции;
- целенаправленно следует к цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от
своего замысла, до получения результата;
- самостоятельно оценивает результаты собственной деятельности, определяет
причины допущенных ошибок, путей их исправления и достижения результата;
проявляет чувства удовлетворения от хорошо выполненной работы;
- интересуется изобразительным и декоративно – прикладным искусством, имеет
опыт «зрителя» в художественном музее и на арт – выставке.
5. Организационно педагогические условия
5.1. Условия реализации программы
Материально – техническое обеспечение
Кабинет с оборудованием столы и стулья, мультимедийное оборудование.
Примерный комплект художественных материалов, инструментов
оборудования изостудии:

и

Бумага, основа для композиций
 Листы белой и тонированной бумаги в формате А4, A3.
 Альбомы для детского художественного творчества.
 Белый и цветной картон.
 Наборы цветной и бархатной бумаги.
 Фольга разного цвета на бумажной основе и двусторонняя.
 Иллюстрации из старых журналов, цветных газет, буклеты (фактурная по
окраске бумага).
 Салфетки бумажные (белые и цветные).
Художественные материалы, инструменты и их «заместители»:
 Пластилин.
 Кисти разных размеров.
 Краски гуашевые.
 Краски акварельные.
 Цветные и простые карандаши.
 Фломастеры.
 Гелевые ручки и краски.
 Ножницы для детского творчества (с безопасными кончиками лезвий).
 Клей, клеящие карандаши.
 Клеевые кисточки.
 Стеки, зубочистки.
 Ватные палочки.
 Губки разных размеров,
 Ткань грубого плетения, тряпочки.
 Штампики, колпачки фломастеров.
 Скрепки и прищепки декоративные.
Бытовой и бросовый материал:
 Фантики на бумажной основе.
27

 Трубочки для коктейля, зубочистки деревянные и пластиковые.
 Пуговицы, бусины, бисер, тесьма, ленточки, кружева, лоскутки ткани.
Природный материал:
 Осенние листья и лепестки цветов.
 Соломка (круглая и в виде лент).
 Семена подсолнечника, арбуза, тыквы, гороха, фасоли и других плодов.
 Крылатки клёна и ясеня.
 Шишки (еловые, сосновые, пихтовые).
 Жёлуди, каштаны, орехи, косточки.
 Скорлупа грецких орехов.
 Камешки и раковины.
 Перья и пух (птичий, тополиный).
 Палочки, веточки.
Оборудование:
 стол детский - 5 шт.
 стулья детские - 10 шт.
 палитра - 10 шт.
 кисти белка № 3, № 5, № 7, № 10 - по 10 шт.
 кисти для клея - 10 шт.
 кисти щетина № 3, № 6 - по 10 шт.
 стаканчики для воды - 10 шт.
 подставка для кистей – 10 шт.
 ножницы – 10 шт.
 клеенка для аппликации – 10 шт.
 доска для пластилина – 10 шт.
 стеки – 10 шт.
 фартуки – 10 шт.
 нарукавники – 10 шт.
 салфетки бумажные и матерчатые.
Кадровое обеспечение: педагог с высшим или средне – специальным образованием.
Методические материалы
В процессе реализации Программы используются различные формы проведения занятий:
традиционные, комбинированные, практические. Все задания соответствуют по
сложности возрасту обучающихся. На занятиях используются наглядно-иллюстративные
материалы: художественные альбомы, наглядные иллюстрированные пособия по работе
в различных техниках, схемы и таблицы сочетаемости цветовых тонов.
5.2. Формы аттестации/ контроля и оценочные материалы
Показатели художественно-творческого развития детей дошкольного возраста
Общие показатели развития детского творчества:









эстетическая компетентность
творческая активность
эмоциональность (возникновение «умных эмоций»)
креативность
произвольность и свобода поведения
инициативность
самостоятельность и ответственность
способность к самооценке
28

Экспериментальная модель выразительного художественного образа как
интегральной
художественно-эстетической
способности
включает
комплекс
эстетических способностей и умений (И.А. Лыкова):
 восприятие художественных образов (в произведениях искусства) и предметов
(явлений) окружающего мира как эстетических объектов;
 осмысленное «чтение» - распределение и опредмечивание – художественноэстетических объектов с помощью воображения и эмпатии; интерпретация формы и
содержания, заключенного в художественную форму;
 творческое освоение «художественного языка» - средств художественнообразной выразительности;
 самостоятельное созидание художественных образов в изобразительной
деятельности;
 проявление эстетического отношения во всех видах детской художественной
деятельности и повседневной жизни (таких как: самодеятельные игры и занятия,
прогулки, самообслуживание);
 экспериментирование с художественными инструментами, материалами с целью
«открытия» их свойств и способов создания художественных образов.
«Портрет» художественно-творческого развития детей дошкольного возраста
(методика Т.Г. Казаковой, И.А. Лыковой)
1. Характеристика
отношений,
интересов,
способностей
в
области
художественной деятельности:
1) искренность, непосредственность;
2) увлеченность;
3) интерес;
4) творческое воображение;
5) характер вхождения в образ;
6) специфические способности.
2. Характеристика качества способов творческой деятельности:
1) применение известного в новых условиях;
2) самостоятельность в нахождении способов (приемов), новых для ребенка;
3) нахождение оригинальных способов (приемов) создания образа;
4) создание новых комбинаций на основе ранее освоенных образов.
3. Характеристика качества продукции:
1) нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для создания
образа;
2) соответствие результатов изобразительной деятельности элементарным
художественным требованиям;
3) проявление индивидуального «почерка» как особой манеры исполнения и
характера образа.
Диагностика художественно – творческого развития детей дошкольного
возраста Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и
развития их творчества (Т.С.Комарова)
Анализ продукта деятельности
1. Форма
 3 балла – передана точно, части предмета расположены, верно, пропорции
соблюдаются, чётко передано движение;
 2 балла – есть незначительные искажения, движения передано неопределённо;
 1 балл – искажения значительные, форма не удалась, части предмета
расположены неверно, пропорции переданы неверно, изображение статическое.
2. Композиция
29

 3 балла – расположение по всему листу, соблюдается пропорциональность в
изображении разных предметов;
 2 балла на полосе листа; в соотношении по величине есть незначительные
искажения;
 1 балл – композиция не продумана,
пропорциональность предметов передана неверно.

носит

случайный

характер;

3. Цвет
 3 балла – передан реальный цвет предмета, цветовая гамма разнообразна;
 2 балла - есть отступления от реальной окраски, преобладание нескольких
цветов и оттенков,
 1 балл – цвет передан неверно, безразличие к цвету, изображение выполнено в
одном цвете.
4. Ассоциативное восприятие пятна
 3 балла – самостоятельно перерабатывает пятно, линию в реальные и
фантастические образы;
 2 балла – справляется при помощи взрослого;
 1 балл – не видит образов в пятне и линиях.
Анализ процесса деятельности
1. Изобразительные навыки:
 3 балла – легко усваивает новые техники, владеет навыками действия
изобразительными материалами;
 2 балла – испытывает затруднения при действиях с изобразительными
материалами;
 1 балл – рисует однотипно, материал использует неосознанно.
2. Регуляция деятельности:
 3 балла – адекватно реагирует на замечания взрослого и критично оценивает
свою работу;
 2 балла – эмоционально реагирует на оценку взрослого, неадекватен при
самооценке (завышена, занижена), заинтересован процессом деятельности;
 1 балл – безразличен к оценке взрослого, самооценка отсутствует; заинтересован
(равнодушен) продуктом собственной деятельности.
3. Уровень самостоятельности, творчества:
 3 балла – выполняет задания самостоятельно, в случае необходимости
обращается с вопросами, самостоятельность замысла, оригинальность изображения;
 2 балла – требуется незначительная помощь, с вопросами обращается редко,
оригинальность изображения, стремление к наиболее полному раскрытию замысла;
 1 балл – необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны
взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается, не инициативен, не стремится к
полному раскрытию замысла.

Шкала уровней: 0 – 8 – низкий уровень; 9 - 16 – средний уровень; 17 – 21 –
высокий уровень.
Педагогический анализ
30

Специфические показатели развития детского творчества в продуктивных
видах деятельности:
1.

Индивидуальный «почерк» детской продукции.

2. Самостоятельность при выборе темы, сюжета, композиции, художественных
материалов и средств художественно-образной выразительности.
3.

Общая ручная умелость.

Ожидаемый результат
1.
2.

Значительное повышение уровня развития творческих способностей.
Расширение и обогащение художественного опыта.

3. Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка,
обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
4.

Овладение простейшими операциями (резать, сминать, надрезать, плести и

5.

Формирование навыков трудовой деятельности

т.п.).

Список литературы
1. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. – М.:
«Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 72 с.
2. Галян Т.В. Веселые уроки волшебника Карандаша: я рисую натюрморт. – Москва:
ЗАО «БАО-ПРЕСС», 2006. – 32 с.
3. Галян Т.В. Веселые уроки волшебника Карандаша: я рисую животных. – Москва:
ЗАО «БАО-ПРЕСС», 2006. – 32 с.
4. Галян Т.В. Веселые уроки волшебника Карандаша: я рисую цветы и пейзажи. –
Москва: ЗАО «БАО-ПРЕСС», 2006. – 32 с.
5. Никологорская О. А. Игры с красками и бумагой. – М.: Школьная Пресса, 2003.
48 с.: ил.
6. Белошистая А. В., Жукова О.Г. Волшебные коврики: Пособие для занятий с
детьми. – М.: АРКТИ, 2008. – 32 с.: ил.
7. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми
3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М.: «Издательство ГНОМ и Д»,
2005. – 64 с.
8. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и
методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 192 с. Цв. вкл.
9. Серия альбомов для детского художественного творчества («Дымковская
игрушка», «Филимоновская игрушка» и др.).

31


Наверх
На сайте используются Интернет-сервис "Яндекс.Метрика" и файлы  Cookies. Это позволяет анализировать взаимодействие посетителей с сайтом МБДОУ-детского сада "Детство" и делать его лучше. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь с использованием Интернет-сервиса "Яндекс.Метрика", файлов Cookies, а также даете согласие  на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».