СОДЕРЖАНИЕ 1 Пояснительная записка 2 Цель и задачи 3 Содержание программы 4 Планируемые результаты 5 Организационно-педагогические условия 5.1 Условия реализации программы 5.2 Форма аттестации/контроля и оценочные материалы Список литературы 3 6 7 22 23 23 24 25 2 1. Пояснительная записка Направленность программы: социально-гуманитарная Актуальность: Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладываются в первые годы жизни ребенка. В дошкольном детстве происходит становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие восприятия, внимания, памяти, воображения. Это обусловлено тем, что у детей раннего и дошкольного возраста совершенствуется работа всех анализаторов, осуществляется формирование и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга, связей между ними и движениями рук. Нормативно-правовое обеспечение программы: Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196» Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН) Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. №09-3242 «О направлении информации (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ)» Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК – 641/09 «О направлении методических рекомендаций (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей») Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организации, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» Адресат: Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного возраста социально-гуманитарной направленности «Юный интеллектуал» (Модуль: «Сказочные лабиринты») направлена на развитие творческого и технического мышления детей старшего дошкольного возраста. Дети 5-6 лет осваивают основные игровые приемы, приобретают навыки конструирования, а затем выполняют задания, требующие интеллектуального напряжения, волевых усилий и концентрации внимания. 3 Игровые умения детей совершенствуются в творческой деятельности - как самостоятельной, так и совместной. Детей побуждают к обогащению игрового содержания, придумыванию названий, сказочных сюжетов, конструированию новых фигур, узоров, предметных форм и т.д. Общение в играх со сверстниками способствует социальноличностному развитию дошкольника. В развивающих играх на воссоздание силуэта предмета начинаем использовать расчлененные силуэты уменьшенные по величине (при возникновении затруднений ребенку предлагается силуэт в натуральную величину). С детьми 6-7 лет больше внимания уделяется развитию творчества и самостоятельности. Дети предлагают новые решения предложенных задач, придумывают и конструируют предметные формы, составляют к ним схемы. Взрослым создается творческая атмосфера, поощряется и поддерживается детская инициатива, рассматриваются любые предложения детей. Число детей одновременно находящихся в группе от 12 до 15 человек. Режим занятий: Занятия проводятся два раза в неделю, во второй половине дня: 1-й год обучения (5-6 лет) по 25 минут, 2-й год обучения (6-7 лет) по 30 минут. Тематика дополнительного образования по Сказочным лабиринтам рассчитана на период с сентября по май. Срок освоения: программа первого года обучения с детьми 5-6 лет составляет 72 занятия в год, с детьми второго года обучения 6-7 лет составляет 72 занятия в год. Форма обучения: Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества - это индивидуальный подход к каждому обучающемуся. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Для выполнения поставленных задач в соответствии с методологическими позициями программа преподавания предусматривает следующие виды занятий: беседы; занятия в группах и подгруппах; коллективно-творческие занятия; выставки. Занятия проводятся в соответствии с планированием, которое включает в себя формы организации обучения и решает задачи основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Структура дополнительной образовательной деятельности Фиолетовый Лес – это методическая, развивающая среда в виде сказок. Сказки Фиолетового Леса содержат сюжеты с чудесными превращениями, приключениями забавных персонажей и одновременно занимательными вопросами, проблемными задачами, упражнениями на моделирование и преобразование предметов. Каждая игра занимает определенную область в Фиолетовом Лесу и имеет свое- го персонажа. С этими персонажами дети встретятся в сказках-методиках к каждой игре. Данные виды игр способствует развитию логического мышления, внимания и находчивости. В основе программы лежит идея о том, что каждый год жизни ребен- ка является решающим для становления определенных психических новообразова- ний. В соответствии с особенностями познавательной деятельности детей дошколь- ного возраста, программа главным образом обеспечивает развитие познавательных процессов. Все игры технологии « Сказочные лабиринты» разделены на этапы освоения и роли взрослого на каждом из них: Первый этап: Игры, которые состоят из большого количества простых игровых заданий и 4 упражнений. На этом этапе особую роль в организации игровой, познава- тельной деятельности отводится взрослому. Он знакомит детей с персонажами ска- зок и образной терминологией, подбирает игровые задания в зависимости от воз- можности и интереса ребенка. Играет и занимается вместе с ними. Второй этап: На этом этапе дошкольники осваивают основные приемы, приоб- ретают навыки конструирования. А затем выполняют задания, требующие интел- лектуального напряжения, волевых усилий и концентрации внимания. Игровые умения детей совершенствуются в творческой деятельности- как в самостоятельной , и в совместной с детьми и взрослыми. Взрослый побуждает детей к обогащению игрового содержания, придумыванию названий. Сказочных сюжетов. Конструиро- ванию фигур, узоров, предметных форм. Третий этап: На этом этапе больше внимания уделяется развитию творчества и самостоятельству. Дети без помощи взрослого изобретают игровые задания и упражнения, предлагают новые решения предложенных задач, придумывают и кон- струируют формы, составляют к ним схемы. Взрослым создается творческая атмо- сфера. Поощряется и поддерживается детская инициатива, рассматриваются любые предложения. Если игра нравится ребенку и материалом для проявления творче- ства, то ребенок может заниматься на всех этапах. Переходить с одного этапа на другой постепенно, учитывая особенности восприятия материала, уровень их разви- тия интерес и потребности. 2. Цель и задачи программы Цель: развитие мыслительных операций Задачи: 1. Развивать у ребенка познавательный интерес, желание и потребность узнать новое. 2. Развивать наблюдательность, исследовательский подход к явлениям и объектам окружающей действительности. 3. Развивать воображение, креативность мышления (умения гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения). 4. Гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально- образного и логического начал. 3 Содержание программы Задачи обучения воспитанников первого года обучения 5-6 лет: Развитие социальных навыков. Играя и занимаясь со сверстниками, ребенок начинает выражать свои мысли с помощью слов, а не через действия. Особенно важны ролевые игры – дети с удовольствием играют «в настоящую жизнь», которая становится для них интереснее. Они переносят в игру свои представления о мире взрослых. В этом возрасте очень важно общение детей между собой, нужны совместные игры и выполнение групповых заданий. Развитие мышления. Дети в этом возрасте с удовольствием решают различные задачи, что помогает развитию творческого мышления и стимулирует желание учиться. Но в тоже время ребенок должен быть уверен в том, что всегда может получить помощь от родителей и взрослых. Речевое развитие. Что касается развития речи, то это период преувеличений. Мысли у детей постоянно перескакивают с одной темы на другую и им необходимо «выговориться». Взрослые должны создавать такие условия, чтобы дети могли свободно обсуждать происходящее и рассказывать друзьям о том, что они делали и что из этого вышло. 5 Развитие творческих способностей. Детям данного возраста нравиться чувствовать себя большими и умеющими что-то делать. Им интересно решать трудные задачи, особенно соревнуясь с другими детьми. Они уже четко понимают, что им интересно, и любят творить и конструировать. И хотя до серьезных результатов еще далеко, творческая деятельность важна сама по себе. Поэтому на занятиях необходимо использовать материалы, с которыми дети могли бы экспериментировать. Дети конструируют по условиям, заданным взрослым. Но уже готовы к самостоятельному творческому конструированию из разных материалов. У них формируются обобщенные способы действий и обобщенные представления о конструируемых ими объектах. Физическое развитие. В 5 лет дети лучше управляют своими руками и способны выполнять тонкие и сложные движения пальцами. Учебный (тематический) план 1-ый год обучения (5-6 лет) Комплексно-тематический план Программы Первый год обучения Модуль 1 «Ларец сказок» Название игры Сентябрь № 1 2 3 4 5 6 7 8 Логический экран Кубики хамелеон Квадрат Воскобовича 2-х цв. Занятие Серия: Логика, Естествознание Прогулка в лес лодочка Октябрь. 9 10 Волшебный поясок Волшебная восьмерка 11 Квадрат Воскобовича 2-х цв. Знакомство со схемой слова Развитие пространственных отношений, освоение моторного образа цифр Домик 12 Коврограф Здравствуй, буквик! 13 Геоконт 14 Конструктор букв, Шнур-затейник Геометрические фигуры и буквы Чудесные превращения 15 Геоконт, Прозрачная цифра Как мы путешествовали... 16 Прозрачный квадрат Перевертыши Ноябрь 6 17 Палочки Кюизенера, Мы строим дом, волшебный дом... 18 Чудо-крестики, Чудо-соты Как друзья собирали ягоды 19 Логика и цифры За грибами в лес пойдем 20 Геоконт Геометрические фигуры 21 Сложи узор Новогодние игрушки 22 Математический планшет Юный художник 23 Логический экран Серия: Логика, Естествознание 24 Палочки Кюизенера Путешествие на корабле 25 Сложи узор 26 Математический планшет 27 28 Геоконт Волшебный поясок 29 Логический экран 30 Квадрат Воскобовича 31 Математический планшет Как мы играли с Катей и Машей Смотр дорожных знаков 32 Коврограф Здравствуй, буквик! Декабрь Как друзья встречали Новый год Как медвежонок и Лисенок собирались в гости Делаем фигуры Путешествие в Фиолетовый лес Серия: ОБЖ, Профессии Январь 33 Уникуб Найди ошибку 34 Блоки Дьенеша Трансформируем геометрические фигуры 35 Палочки Кюизенера Волшебные ступеньки 36 Логическая мозаика Самолеты России 37 Логический экран Серия: Животные 38 39 Геоконт Прозрачный квадрат Шифруем буквы Праздник цифры 40 Волшебный поясок Путешествие в Фиолетовый лес Февраль 41 Соты Кайе Кристаллы 7 42 Квадрат Воскобовича Как зайчонок стал храбрым 43 Волшебный поясок Слушаем, считаем. 44 Логический экран 45 Сложи узор Серия: Знакомство с профессиями Фигуры 46 Логическая мозаика Зеркало 47 Геоконт Находим отражение в зеркале 48 Математический планшет Смотр дорожных знаков Март 49 50 Квадрат Воскобовича Кубики Хамелеон Теремок Мебель 51 Математический планшет Буквы играют в прятки. 52 53 Логическая мозйка Логический экран Цветы на клумбе Серии: Вода, Земля 54 Соты Кайе Зоопарк 55 Математический планшет Волшебная страна чисел и знаков 56 Шнур-затейник Найди буквы 57 58 Волшебный поясок Математический планшет Что изменилось Счиатем треугольники 59 Блоки Дьенеша Подбери по одному признаку 60 Уникуб Выкладываем буквы 61 Математический планшет Загадки 62 63 64 Логический экран Геоконт Чудо-соты, Шнур-затейник Серии: Воздух, Огонь Делаем фигуры Изготовим подарки сами Апрель Май 65 Математический планшет Счиатем квадраты 8 66 Палочки Кюизенера Схемы слов 67 Квадрат Воскобовича Свободная тема 68 Волшебный поясок Сочиняем сказку вместе 69 Логический экран Серия: Знакомство с природой 70 Логический экран Серия: Насекомые 71 Блоки Дьенеша Своя История 72 Уникуб Выкладываем буквы Задачи обучения 2 года обучения 6-7 лет: Развитие социальных навыков. Дети начинают всерьез относиться к сверстникам, что уменьшает их зависимость от взрослых. Задания и игры в этот период должны стать групповыми. В 6 лет дети уже сами организуют игры, поэтому особую важность приобретает умение договариваться. Дети проявляют большой интерес к устройству окружающего мира. Развитие мышления. Дети 6 лет начинают детально анализировать собственные наблюдения (форму, цвет, количество предметов, последовательность событий). В этом возрасте дети способны рассуждать логически и устанавливать связи между объектами, что помогает им учиться их классифицировать. Они уже в состоянии планировать свою деятельность, на определенный срок и ставить перед собой конкретные цели. При этом они также могут выполнять предложенные им задания. Речевое развитие. Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми). Дети не только правильно произносят, но и хорошо различает фонемы (звуки) и слова. В этом возрасте дети чутко реагируют на различные грамматические ошибки как свои, так и других людей, у них наблюдаются первые попытки осознать грамматические особенности языка. В своей речи дети все чаще используют сложные предложения (с сочинительными и подчинительными связями). В 6-7 лет увеличивается словарный запас. Дети точно используют слова для передачи своих мыслей, представлений, впечатлений, эмоций при описании предметов, пересказе. Развитие творческих способностей. Шестилетние дети более старательно относятся к своей деятельности. Это выражается в прорисовке мелких элементов картинки или тщательной сборке какой- либо конструкции. Дети способны сосредоточиться на работе, и их волнует, как другие воспринимают и оценивают их деятельность. Физическое развитие. Дети 6 лет скоординированы, они уже овладели мелкой моторикой и способны манипулировать мелкими предметами. В этом возрасте им нравиться пробовать свои силы в новых областях. Полезно давать детям мелкие детали для занятий, способствующих дальнейшему развитию их навыков и умений. 9 Учебный (тематический) план 2-ый год обучения (6-7 лет) Второй год обучения Модуль 2 «Логические головоломки» Название игры № Занятие 1 Квадрат Воскобовича Свободная тема 2 Змейка, Чудо-крестики, Яблонька 3 Палочки Кюизнера Как шуты развлекали короля новыми забавами Мастерская букв 4 Математический планшет Счиатем треугольники 5 Сложи узор Фигуры 6 Блоки Дьенеша 7 Геоконт, Чудо- цветик 8 Математический планшет Трансформируем геометрические фигуры Как Околесик шел на занятия в школу волшебства Сказка на выбор Октябрь 9 Логическая мозаика Дорожки для животных 10 Сложи узор Увлекательные путешествия с буквами 11 Математический планшет Волшебные превращения 12 Волшебный поясок Шестерка слуг 13 Геоконт Геометрические фигуры 14 Шнур-затейник Пишем буквы 15 Палочки Кюизнера Мастерская букв 16 Математический планшет Иллюстрируем стихи Ноябрь 17 Уникуб Разноцветная крепость 18 Волшебный поясок Смешилки 19 20 Математический планшет Кубики хамелион Загадки Строители букв 21 Логическая мозаика Четвертый лишний 10 22 Прозрачный квадрат, Чудо- крестики Как лапушок и Фифа украшали новогоднюю елку 23 Логический экран Серия: Логика, Естествознание 24 Блоки Дьенеша Малыш Гео и новый геоконт 25 26 Геометрическая мозаика Чудо-соты Юный художник Как галчонок Каррчик помогал пчелке Жужжи 27 28 29 30 Геоконт Квадрат Воскобовича, Логический экран Конструктор букв Делаем фигуры Веселые итрории ОБЖ, Профессии Как мы были на цирковом представлении 31 Квадрат воскобовича Ежик 32 Конструктор букв, Чудо-крестики Как малыш Гео получил 1 подарок Декабрь Январь 33 Геометрическая мозаика Найди ошибку 34 Блоки Дьенеша 35 Волшебный квадрат 36 37 38 Геометрическая мозаика Логический экран Геоконт Трансформируем геометрические фигуры Превращения волшебного квадрата Самолеты России Серия: Звери Шифруем фигуры 39 Чудо-соты День Рождения пчелки Жужжи 40 Коврограф Здравствуй, буквик! Февраль 41 Конструктор букв 42 Шнур-затейник, 43 Геометрическая мозаика 44 45 Логический экран Планета умножения, Квадрат Воскобовича 46 Квадрат Воскобовича, Как мы праздновали день рождение города Как Эгник и Бэник читали письмо Считаем, слушаем, строим Серии: Птицы, Насекомые Покорение планеты умножения Как шуты развлекали короля 11 47 48 Блоки Дьенеша Геометрическая мозаика Находим отражение Смотр кораблей морского флота 49 Март Чудо-крестики, Геовизор, Конструктор букв Расскажи свою историю 50 Математические корзинки, Чудо-крестики Как зверята грибы собирали 51 52 53 54 Квадрат Воскобовича, Геоконт Геометрическая мозаика Логический экран Конструктор букв, Чудо-крестики 55 56 Геоконт Прозрачный квадрат Как Мурашик встречал гостей Флаги Серии: Вода, Земля Как малыш Гео получил 1 подарок Поворачиваем геоконт Сказка о прозрачном квадрате Апрель 57 Геометрическая мозаика Сделай из одной геометрической фигуры другую фигуру Как Околесик шел на занятия в школу волшебства Чудесные узоры Путешествие одной буквы 58 Геоконт, Чудо- цветик 59 60 Шнур-затейник Чудо-соты, Конструктор букв 61 62 63 Логический экран Коврограф Прозрачный квадрат, Логоформочки Серии: Воздух, Огонь В деревне Как дракон Лого прилетел в Фиолетовый лес 64 Геоконт, Делаем фигуры Май 65 66 Палочки Кюизнера Коврограф 67 68 69 70 71 72 Блоки Дьенеша Логический экран Конструктор букв, Чудо-крестики Уникуб Волшебный поясок Математический планшет Сказка Выложи сюжет из геометрических фигур Совместная История Мои символы Свободная тема Разноцветная крепость Придумай слово Загадки 12 4 Планируемые результаты Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка: ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; у ребенка сформирован устойчивый интерес к конструкторской деятельности, желание экспериментировать, творить, изобретать; у ребенка развита способность к самостоятельному анализу сооружений, конструкций, чертежей, схем с точки зрения практического назначения объектов; ребенок овладевает умением работать в конструировании по условиям, темам, замыслу; ребенок может использовать готовые чертежи и схемы и вносить в конструкции свои изменения; ребенок овладевает умением использовать разнообразные конструкторы, создавая из них конструкции как по предполагаемым рисункам, так и придумывая свои; ребенок овладевает приемами индивидуального и совместного конструирования; знает правила безопасности на занятиях по конструированию с использованием мелких предметов. ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения; Ребенок способен выполнять задания, требующие интеллектуального напряжения, волевых усилий и концентрации внимания; Ребенок предлагает новые решения предложенных задач, придумывает и конструирует предметные формы, составляет к ним схемы. 5. Организационно-педагогические условия 5.1 Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение программы Для реализации Программы используются следующие материалы: в качестве помещения творческих для проведения Сказочных лабиринтов используется группа детского сада; - Геоконт -Геовизор 13 - Квадрат Воскобовича (4-цветный) - Змейка - Прозрачный квадрат - Прозрачная цифра - Математические корзинки 10 - Счетовозик - Чудо-крестики 3 - Чудо-цветик - Коврограф «ларчик» - Кораблик «Брызг-брызг» - Лепестки - Шнур-затейник - Волшебная восьмерка 2 - Волшебная восьмерка 3 - Логоформочки 5 Кадровое обеспечение программы Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование - бакалавриат, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой учащимися, или преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю) Дополнительное профессиональное образование - профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой учащимися, или преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю) При отсутствии педагогического образования - дополнительное профессиональное педагогическое образование; дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства. Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года. Методические материалы 1 Познавательно-творческое развитие дошкольников в игровой интегриро- ванной деятельности: Методические рекомендации / Т. В. Белова, А. В. Строганова. – Санкт-Петербург: ООО «Развивающие игры Воскобовича», КАРО, 2017. – 144 с. 2 Развивающие игры Воскобовича: Сборник методических материалов / Под ред. В. В. Воскобовича, Л. С. Вакуленко. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 128 с. 3 Универсальные средства «Коврограф Ларчик» и «МиниЛарчик» в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: методическое посо- бие / под ред. Л. С. Вакуленко, О. М. Вотиновой. – Санкт-Петербург: ООО 4 «Развивающие игры Воскобовича», КАРО, 2017. – 288 с. 5 Харько Т. Г. Развивающие игры как средство интеграции. Методические приемы, конспекты игровых ситуаций, досугов, праздников для детей 3-7 лет. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018. – 176 с. 6 Харько Т. Г. Методика познавательно-творческого развития дошкольников 7 «Сказки Фиолетового Леса» (ранний и младший возраста). СПб.: ООО 8 «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 208 с.Харько Т. Г. Методика познавательно-творческого развития дошкольников 14 9 10 11 12 «Сказки Фиолетового Леса» Средний дошкольный возраст. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 192 с. Харько Т. Г. Методика познавательно-творческого развития дошкольников «Сказки Фиолетового Леса» (для детей 5-7 лет). СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬ- СТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 304 с. 5.2 Формы проведения аттестации Для текущего контроля уровня достижений обучающихся использованы такие способы, как: наблюдение активности на занятии; беседа с обучающимися, родителями; анализ творческих работ, результатов выполнения изделий за данный период. Для проведения промежуточной аттестации: выставочный просмотр работ по результатам изучения модулей. Для проведения итоговой аттестации: по результатам изучения курса используется: защита и презентация творческих работ и проектов. 15 Список литературы Познавательно-творческое развитие дошкольников в игровой интегриро- ванной деятельности: Методические рекомендации / Т. В. Белова, А. В. Строганова. – Санкт-Петербург: ООО «Развивающие игры Воскобовича», КАРО, 2017. – 144 с. 2 Развивающие игры Воскобовича: Сборник методических материалов / Под ред. В. В. Воскобовича, Л. С. Вакуленко. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 128 с. 3 Универсальные средства «Коврограф Ларчик» и «МиниЛарчик» в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: методическое посо- бие / под ред. Л. С. Вакуленко, О. М. Вотиновой. – Санкт-Петербург: ООО 4 «Развивающие игры Воскобовича», КАРО, 2017. – 288 с. 5 Харько Т. Г. Развивающие игры как средство интеграции. Методические приемы, конспекты игровых ситуаций, досугов, праздников для детей 3-7 лет. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018. – 176 с. 6 Харько Т. Г. Методика познавательно-творческого развития дошкольников 7 «Сказки Фиолетового Леса» (ранний и младший возраста). СПб.: ООО 8 «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 208 с.Харько Т. Г. Методика познавательно-творческого развития дошкольников 9 «Сказки Фиолетового Леса» Средний дошкольный возраст. СПб.: ООО 10 «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 192 с. 11 Харько Т. Г. Методика познавательно-творческого развития дошкольников 12 «Сказки Фиолетового Леса» (для детей 5-7 лет). СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬ- СТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 304 с. 1 16