1 СОДЕРЖАНИЕ: 1. Пояснительная записка 3 2. Цель и задачи 5 3. Содержание программы 6 4. Планируемые результаты 15 5. Организационно – педагогические условия 16 6. Форма аттестации/контроля и оценочные материалы 16 Список литературы 17 Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая 2 программа дошкольного образования физкультурно – спортивной направленности «Футбол». Программа направлена на формирование двигательной культуры через обучение игровым действиям с мячами разных видов. 1.Пояснительная записка. «Мяч есть нечто такое, что в единении с наклонностью ребенка к деятельности, благодаря своей бесконечной подвижности и разнообразию своего применения постоянно и всевозможными способами побуждает ребенка к игре… мяч имеет еще особенную прелесть, такую полную жизненного значения привлекательность для первого детства, равно как и для следующего за ним юношеского возраста, что без всякого сравнения является первой и самой важной игрушкой…» Ф.Фребель В общей системе всестороннего развития человека физическое воспитание ребенка занимает важное место. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств. На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей. Известно, что здоровье ребенка зависит от ряда факторов - биологических, экологических, социальных, гигиенических, а также от характера педагогических воздействий. В многоаспектном выражении нормальное психофизическое развитие ребенка в дошкольном возрасте и последующее сохранение его здоровья зависят от уровня двигательной активности, потребность в которой для дошкольника является естественной. Потребность в движении, повышенная двигательная активность - наиболее важные биологические особенности детского организма. При их недостатке возникает целый ряд негативных для ребенка последствий: происходит нарушение функций и структуры ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивляемость организма к изменяющимся внешним условиям. Актуальность. Назрела острая необходимость поиска путей физического и духовного оздоровления дошкольников, эффективных средств развития двигательной активности ребенка, развития интереса к движению как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым. Решение этой проблемы мы видим в игре в футбол. Игра в футбол динамична и эмоциональна, способствуют развитию силы, скоростно-силовых качеств, координационных способностей, быстроты, требует проявления находчивости, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности. Она эффективно влияет на развитие у детей дошкольного возраста как психических процессов (внимания, восприятия, памяти, рациональности мышления, воображения), так и физиологических(усиливают кровообращение, дыхание, обмен веществ). С этой целью была разработана программа дополнительного образования. Спортивная секцияпредусматривает разнообразную деятельность с мячом в соответствии с интересами и потребностями, с учетом возраста детей, их особенностями, состоянием здоровья. На занятиях создаются условия для своевременного и правильного физического и полноценного психического развития, дается возможность раскрыть индивидуальные особенности и творческий потенциал каждого ребенка. Рационально распределяется двигательная нагрузка дошкольников: с учетом физиологической реакции детей, соответствие нагрузки их возрастным и индивидуальным возможностям, уровнем подготовленности. Игра футбол развивает ловкость, ритмичность, координацию и точность движений. Разнообразие движений и их вариантов дает возможность развивать и совершенствовать быстроту,ловкость, силу, выносливость, гибкость. 3 Наряду с физическим развитием детей решаются задачи нравственного, умственного и эстетического воспитания. Во время игры в футбол тренер активно формирует у них нравственно-волевые качества: целеустремленность, настойчивость, выдержку, смелость. Отличительная особенность Программы: Данная Программа расширяет возможности физического развития двигательных способностей детей на основе спортивной игры – футбол, построена по принципу изучения, углубления и повторения объема знаний, умений и навыков. Отличительная особенность обучения игре в футбол - это ее эмоциональная направленность, позволяющая поддерживать у детей интерес к физической культуре, мотивировать ребенка к здоровому образу жизни. Данная программа разработана и составлена на основании нормативных правовых документов, регулирующих деятельность дошкольных образовательных учреждений: Федеральный уровень: Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. №1726-р) (далее – Концепция развития дополнительного образования детей); Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30.11.2016 г. №11) (далее – Федеральный приоритетный проект). Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273). Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г.№196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам). Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г.№533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации и09.11.2018 г. № 196. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее СанПиН) Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (Вместе с Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (Вместе с «методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»). Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». Региональный уровень: Постановление правительства Свердловской области от 01.08.2019 г. №461-ПП «О региональном модельном центре дополнительного образования детей Свердловской области»; 4 Постановление Правительства Свердловской области от 06.08.2019 г. № 503-ПП «О системе персонифицирования финансирования дополнительного образования детей на территории Свердловской области»; Приказ Минестерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; Приказ Минестерства образования и молодежной политики Свердловской области от 26.06.2019 г. № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицирования финансирования дополнительного образования детей на территории Свердловской области». Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детского сада «Детство» от 20.05.2016 г. Изменения (дополнения) к уставу Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детского сада «Детство» от 12.12.2017 г. 2.Цель и задачи. Цель: Развивать двигательную активность, как источник здоровья детей через спортивную игру футбол. Задачи: Образовательные: - формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта через многообразные действия с мячом; - освоение знаний о футболе, его истории, роли в формировании здорового образа жизни; - обучение правильной технике выполнения элементов спортивной игры - футбол (удар, передача, ведение). Развивающие: - укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма дошкольников; - развитие выносливости, скоростных и скоростно - силовых способностей. Воспитательные: - воспитание морально - волевых качеств; - воспитание устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом. Сроки реализации программы: 2 год, 144 часа. Состав группы-15 человек. Продолжительность занятий: 30 мин. Формы работы с детьми и режим занятий: занятия проводятся в спортивном зале и на футбольном поле 2 раза в неделю,72 занятия в год. Обучение навыкам владения мячом состоит их трех этапов: 1. Начальный или подготовительный этап. Основной его задачей является развитие у детей координации движений, умения следить за траекторией полета мяча, выработки быстрой ответнойреакции на летящий мяч. На этом этапе дети учатся простейшим действиям с мячом. 2. Этап углубленного разучивания. Главная его задача – сделать действия детей направленными, осознанными. В этот период дети активно знакомятся с элементами спортивных и подвижных игр смячом. 3. Этап закрепления и совершенствования (основной). На этом этапе дети закрепляют полученные знания и навыки владения мячом, используя их в проведении спортивных игр и эстафет. При выполнении упражнений с мячами используют следующие методы: 1. Повторный метод - заключается в многократном выполнении упражнений при сохранении содержания, величины, характера нагрузки (например, выполнение бросков мяча 5 с одного и того жеместа определенным способом). 2. Интервальный метод - предполагает многократное повторение упражнения при строгойрегламентации его продолжительности и пауз отдыха между повторениями. 3. Вариативный метод - предполагает выполнение одного и того же упражнения с мячамиразного веса и в разных условиях (облегченных, нормальных и усложненных). 4. Метод сопряженных взаимодействий - основан на взаимосвязи развития физических качеств и совершенствования двигательных навыков. Для этого используются специальные упражнения (в частности, с набивными мячами), направленные на развитие необходимых двигательных качеств при условии их динамического соответствия биомеханическим особенностям разучиваемых на занятии двигательных действий (элементов и частей техники конкретного двигательного действия). 5. Игровой метод - характеризуется постоянным или внезапным изменением игровых ситуаций при наличии определенного сюжета и конечной цели. Он может использоваться для избирательного воздействия на отдельные физические способности занимающихся и комплексного совершенствования их двигательной активности. 6. Соревновательный метод - это специально организованные состязания с использованием мячей (малых, больших, набивных), в которых создаются условия для индивидуальной и командной борьбы. Этот метод может применяться при воспитании физических качеств, совершенствовании технических приемов, для стимулирования интереса и активизации занимающихся. При использовании этого метода у занимающихся происходят самые высокие сдвиги в деятельностисистем и функций организма. 7. Метод круговой тренировки - предусматривает выполнение серии упражнений (например, с набивными мячами) на специально подготовленных местах («станциях»). Состав упражнений подбирается с расчетом разностороннего воздействия на различные мышечные группы и физическиеспособности занимающихся. Требования к уровню подготовки воспитанников. Знать / понимать: - роль занятий по физической культуре для физического развития; - правила поведения и техники безопасности на занятиях и в спортивном зале; - названия и упрощенные правила игры в футбол. Уметь: - свободно ориентироваться на площадке; - выполнять различные действия с мячом: бросать и ловить, катать, метать; - взаимодействовать друг с другом во время игры, - выполнять основные приемы техники спортивных игр футбол, баскетбол, волейбол; - подчинять свои интересы интересам команды. 3.Содержание программы: 1) Техника передвижения игрока: - ходьба в сочетании с бегом - бег с изменением направления - бег с изменением скорости - бег приставными шагами - бег спиной вперед - бег с высоким подниманием бедра - бег челночный - защитная стойка 6 прыжки на одной и на двух ногах прыжки вперед, назад и в стороны 2) Удар по мячу: внутренней стороной стопы по неподвижным и катящимся мячам удар серединой подъема по неподвижным и катящимся мячам удары по неподвижному мячу: после прямолинейного бега; зигзагообразного прямолинейное ведение и удар обводка стоек и удар 3) Остановка мяча: остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы остановка катящегося мяча подошвой остановка мяча катящегося под разным углом остановка мяча летящего стопой, бедром 4) Ведение мяча: ведение внешней стороной подъема ведение с разной скоростью и сменой направления ведение с обводкой стоек ведение с применением обманных движений ведение с последующим ударом в цель ведение после остановок разными способами 5) Передача мяча: передачи, выполняемые разными частями стопы передачи короткие и средние передача неподвижного мяча передача катящегося мяча 6) Тактическая подготовка: «Открывание» передачи ведение и обводка удары по воротам обманные движения 7) Теоретическая подготовка: футбол – одна из самых популярных и любимых игр в мире учимся играть в футбол умейте нападать, умейте защищать простейшие правила игры как избежать травматизма как достичь положительного результата после сентябрь Учебно-тематический план (1 часть) месяц № п/п, Тема занятия Содержание время 1 Знакомство Беседа на тему «Футбол – одна из самых популярных и любимых 30 с игрой игр в мире», ведение мяча по прямой (змейкой), удары по воротам, мин. футбол игра в футбол. 2 Учимся Беседа: учимся играть в футбол (о технике игры в футбол) 30 играть в Знакомство с футбол техникой владения мяча (перемещение, ведение, удар, остановка, мин. отбор). Игра в футбол. 7 3-4 Диагностика 30 мин. 5 Школа мяча 30 мин. 6 Школа мяча 30 мин. 7 октябрь 30 мин. 8 30 мин. 9 30 мин. 10 ноябрь 30 мин. 11 30 мин. 12 30 мин. декабрь 13 30 мин. Ведение мяча змейкой – 10 м. не теряя мяча (Ведение мяча осуществляется последовательными толчками, внешней или внутренней стороной стопы, поочередно то правой, то левой ногой); Удар по воротам – (расстояние 4м, размеры ворот – 1 х 2 м). Метание набивного мяча из-за головы (1 кг/см). Бросок мяча об стену и ловля его двумя руками после отскока. Перебрасывание мяча друг другу стоя, способ из-за головы; метание мяча вдаль правой и левой рукой. Игр. упр.: «Вперед с мячом». П/и: «Поймай мяч». Игра в футбол. Перебрасывание мяча друг другу стоя, способ от груди. Метание мяча вдаль. Бросание мяча вверх и ловля его двумя руками. Игр. упр.: «Догони мяч». П/и.: «Брось, поймай». Игра в футбол. Школа мяча, Перебрасывание мяча друг другу стоя с отскоком мяча от пола. удар по Удар мяча в цель. Игр. упр.: «Солнышко». П/и.: «Мяч неподвижному водящему». Игра в футбол. мячу Школа Перебрасывание мяча друг другу в разных направлениях стоя и мяча, сидя. Ведение мяча с изменением направления. Игр. упр.: ведение «Перенос трех мячей». П/и.: «Мяч и веревка». Игра в футбол. мяча Школа Перебрасывание мяча друг другу стоя на коленях. Ведение мяча с мяча, изменением скорости. Игр.упр.:«Пингвины с мячом». ведение П/и.:«Ловишка в кругу». М/п игра мяча «Ручейки и озера». Школа мяча Перебрасывание мяча друг другу сидя, ноги врозь. Игр.упр.: «Передал садись». П/и «Сделай фигуру». Игра в футбол. Техника передвижен ия, ведение мяча Удар по неподвижно му мячу, ведение мяча Ведение мяча с изменением направления, остановка мяча «Обратный поезд» - бег прямой и спиной вперед. «Чей мяч дальше?» - удары по неподвижному мячу. «Ловкие ребята» ведение мяча по прямой. Игр.упр.«Не выпускай мяч из круга» - дети быстро предают мяч ногой по кругу, «Обратный поезд». П/и.: «Подвижная цель».М/п игра «Олени». Бег через набивные мячи. «Чей мяч дальше?» - удар по неподвижному мячу правой и левой ногой с разбега. «Ловкие ребята» - ведение мяча по прямой. Игр. упр.: «Не выпускай мяч из круга» - дети быстро передают мяч ногой по кругу. П/и. «Задержи мяч». Игра в футбол. Ведение мяча по прямой правой и левой ногой. Ведение мяча между ориентирами. Игр. упр. «Точный удар» - игра в парах: удар по неподвижному мячу, остановка мяча – игровая задача – не потерять мяч. П/и. «Пустое место». Игра в футбол. 8 Ведение мяча с изменением 30 направления, мин. игра в «стенку» 15 Ведение мяча с 30мин. изменением направления, скоростн ое ведение 16 Ведение с изменением направлени 30мин. я, передача мяча 17 Передача мяча, 30мин. ведение 14 Ведение мяча по прямой правой и левой ногой. Ведение мяча между ориентирами на скорость. Игр. упр. « «Кто больше отобьет» удар мяча о стену и обратно. П/и.«Блуждающий мяч». «У ребят порядок строгий». М/п игра «Запомни и замри». Ведение мяча вокруг обруча правой и левой ногой в разных направлениях. «Вокруг Света» - удар мяча о стену и обратно. Ведение мяча в прямом направлении на скорость. Игр. упр. «Кто больше отобьет» - удар мяча о стену и обратно. П/и. «Ловкий оленевод». Игра в фубол. Удары по воротам. Ведение мяча вокруг обруча правой и левой ногой в разных направлениях. Передача мяча ногой по кругу. Игр.упр. «Вокруг света» «Не выпускать мяч из круга», П/и. «Меткий стрелок». игра в футбол. Передача мяча партнеру. Ведение мяча между ориентирами. Игр.упр. «Футбол вдвоем», «Ловкие ребята». П/и «Шишки, желуди, орехи». Игра в футбол. Техника Техника владения мячом (перекаты мяча на месте). Метание владения мячом набивного мяча от груди двумя руками. Игр.упр. «Серпантин», «Передал - садись» - броски и ловля мяча. П/ и. «Ловля оленей». 30мин. М/п игра «Летает - не летает». 19 Техника Техника владения мячом (перекаты мяча в движении). Передача владения мячом мяча друг другу, стоя на месте. Игр. упр. «Светофор» (во время выполнения бега по кругу на красный цвет принять стойку 30мин. баскетболиста), «Три мяча». П/ и.: «Волк и олени». Игра в футбол. 20 Техника Передвижение приставными шагами (правым/левым боком, передвижения вперед/назад) Игр.упр.«Найди свой цвет», «Туннель» прокатывание мяча между ног, «Лови, бросай – падать не давай» перебрасывание мяча друг другу в быстром темпе, 30мин. «Меткий стрелок» - попадание мячом в обруч. П/и.: «Стой!». Игра в футбол. 21 Ведение Ведение мяча вокруг себя правой, левой ногой. Подъем мяча вокруг мяча. Игр. упр. себя, «Туннель» - прокатывание мяча между ног. «Лови, бросай – подъем падать не давай» - перебрасывание мяча друг другу в быстром 30 мяча. темпе. П/и «За мячом». М/п игра мин. «Будь внимателен». 22 Ведение с Ведение мяча правой, левой ногой с последующим ударом по последующ воротам. Ведение мяча правой, левой ногой и вокруг себя. Игр. им ударом упр. «Три мяча» - поочередно по воротам переносить мячи из обруча в обруч – по три мяча, П/и.: Меткий 30 стрелок»попадание мячом в обруч. Игра в футбол. мин. февраль январь январь 18 9 Ведение мяча правой, левой ногой с последующим ударом по воротам. Удар мяча в цель. Игр. упр. «Найди свой цвет», «Будь ловким» - ведение мяча с препятствиями (веревочка), «Попади в ворота» -удар мяча в ворота разными способами, с разных точек, 30 П/и. «Мяч с топотом». Игра в футбол. мин. 24 Челночный бег Челночный бег . Ведение мяча - челнок. Игр. упр. «Вышло солнце из-за речки», 30 «По кочкам» (прыжки), «Дойди – не урони» - ведение мяча в мин. средней и высокой стойке до черты. П/и.: «Успей поймать!». М/п игра «Ухо-лоб-нос». 25 Школа Передача мяча двумя руками от груди в парах. Прыжки на одной мяча, ноге с продвижением вперед, мяч за головой. Ходьба по развитие гимнастической скамейке с перешагиванием через набивные 30 равновесия мячи. Игр.упр. «Горячая картошка». П/игра «У кого меньше мин. мячей». Игра в футбол. 26 Передача, Передача мяча. Подскоки с продвижением вперед, мяч за 30 развитие головой. Ходьба по гимнастической скамейке с перешагиванием мин. равновесия через набивные мячи. Игр. упр. «Колобок». П/игра «У кого меньше мячей». Игра в футбол. 27 Прыжки Прыжки на двух ногах вдоль каната, перепрыгивая, его справа и из слева. Перебрасывание мяча друг другу через шнур. Игр.упр. 30мин. стороны «Головой удерживая мяч». П/и.: «Охотники и звери». М/п игра в «У кого мяч». сторону, подъем мяча 28 Передача мяча Передача мяча в тройках. Закреплять умение прыгать на двух в тройках, ногах вдоль каната, перепрыгивая, его справа и слева. Игр.упр. «Головой удерживая мяч». П/и. «Поймай мяч». Игра в футбол. 30мин. прыжки 23 Ведение с последующ им ударом по воротам умей нападать, умей 30мин. защищаться, упрощенная игра 31-32 Диагностика апрель 29-30 30мин. Ознакомлени е с 30мин. обманными движениями 34 Ведение с обманным 30мин. и движения ми май 33 Беседа: умей нападать, умей упрощенной игре 2 на 2, 3на3 защищаться. Турнир по Ведение мяча змейкой – 10 м. не теряя мяча (Ведение мяча осуществляется последовательными толчками, внешней или внутренней стороной стопы, поочередно то правой, то левой ногой); Удар по воротам – (расстояние 4м, размеры ворот – 1 х 2 м). Бросок мяча об стену и ловля его двумя руками после отскока. Ознакомление с обманными движениями. Бросание мяча друг другу и ловля его после отскока от пола. П/ игры «Не урони мяч», «Мы веселые ребята – с мячом». Игра в футбол. Ведение мяча с обманными движениями. Передача мяча в парах. Эстафета «Тачка» - один из игроков, передвигаясь на руках, толкает перед собой мяч, другой удерживает его ноги. П/игра «Отбивка оленей». М/п игра «Жучок наспине» – формирование правильной осанки. 10 35 Ведение ударом 30мин. Ведение с дальнейшей 30мин. передачей мяча партнеру Всего: 18 часов. май 36 с Ведение с ударом по воротам. Эстафета «Тачка» - один из игроков, передвигаясь на руках, толкает перед собой мяч, другой удерживает его ноги. П/игра «Кого назвали – тот и ловит мяч». Игра в футбол. Ведение и передача. Бросание мяча друг другу и ловля его после отскока от пола. П/ игры «Не урони мяч», «Мы веселые ребята с мячом». Игра в футбол. Учебно-тематический план (2 часть) сентябрь месяц № п/п Тема занятия Содержание 1 простейшие правила игры 30 мин. 2 30 мин. Беседа: простейшие правила игры. Вспомнить основные элементы техники игры. Игра в футбол Как избежать Беседа: как избежать травматизма. Ведение мяча по прямой, змейкой. Удары в цель. Игра в футбол. Ведение мяча змейкой – 10 м. не теряя мяча (Ведение мяча осуществляется последовательными толчками, внешней или внутренней стороной стопы, поочередно то правой, то левой ногой); Удар по воротам – (расстояние 4м, размеры ворот – 1 х 2 м). травматизма? 3-4 Диагностика 30 мин. 5 Школа мяча 30мин. октябрь 6 Школа мяча 30мин. 7 Школа мяча 30мин. октябрь 8 30мин. Школа мяча, скоростное ведение по прямой Перебрасывание мяча друг другу стоя способ снизу (расстояние 3-4 м). Метание малого мяча вдаль правой и левой рукой. Игр. упр.: «Подскок», «Толкни – поймай». П/.и.: «Воевода». Игра в футбол. Перебрасывание мяча друг другу стоя способ из-за головы. Метание малого мяча в вертикальную цель, в броске мяча вверх и ловле его двумя руками. Игр. упр. «Головой удерживая мяч», «Подскок», «Мяч в обруч». П/и.: «Колобок». Игра в футбол. Бросание мяча друг другу вперед-вверх от головы двумя руками в приседе. Отбивание мяча об стенку с хлопком. Игр. упр.: «Отбивалки», П/и.: «Летучий мяч». Игра в футбол. Перебрасывание мяча друг другу стоя с отскоком мяча от пола. Бросок мяча двумя руками от груди в стену и ловля его партнером, стоящим сзади. Ведение мяча по прямой. Игр. упр.: «Не задень предмет», «Быстро за мячом». П/и.: «Защита крепости». Игра в футбол. 11 9 30мин. 10 30 мин. 11 30 мин. ноябрь 12 30 мин. 13 30 мин. 14 30мин. 15 декабрь 30мин. 16 январь 30мин. 17 30мин. Школа мяча. Ведение с остановкой и изменением скорости Школа мяча, скоростное ведение с изменением направления Техника передвижения , скоростное ведение Перебрасывание мяча друг другу стоя на коленях, спиной друг к другу. Ведение мяча с остановкой и изменением скорости. Игр. упр.: «Переноска мячей». П/и: «Играй, играй, мяч не теряй». М/п игра «Повтори-ка». Перебрасывание мяча друг другу с хлопком, поворотом. Метание в цель из исходного положения, стоя на коленях. Ведение с изменением направления Игр. упр.: «Передал-садись». П/и.: «Успей поймать». Игра в футбол. Бег через набивные мячи. Удары по неподвижному мячу правой и левой ногой с разбега. Ведение мяча с изменением направления. Игр. упр. «Ловкие ребята» - ведение мяча по прямой, «Не выпускай мяч из круга» - дети быстро предают мяч ногой по кругу. П/и. «Пустое место» (пятнашки с вызовом). Игра в футбол. Ведение Ведение мяча между ориентирами. Удары по неподвижному мячу. мяча, удары Игр.упр. по «Подвижная цель» - дети быстро передают мяч ногой, стараясь неподвижном попасть в у мячу водящего, «Чей мяч дальше?». П/и. «Разноцветный мячик». М/п игра «Тик-так». Техника Бег по прямой и спиной вперед. Передача мяча партнеру. Ведение передвижения мяча между ориентирами. Игр.упр. ». «Обратный поезд» - бег , передача прямой и спиной вперед, мяча «Футбол вдвоем» - игра в парах: приемы мяча – игровая задача – не потерять мяч, ведение мяча с передачи. П/и «Мяч и веревка». М/п игра «Будь внимательным». Передача Передача мяча друг другу в движении. Удары по воротам; удар мяча в мяча о стену и движении, обратно. Игр.упр.«Точный удар», «Кто больше отобьет». П/и. удары по «Пятнашки». Игра в футбол катящемуся мячу Ведение мяча Ведение мяча вокруг обруча правой и левой ногой в разных восьмеркой, направлениях. Передача мяча ногой по кругу. Удары по воротам. передача Игр.упр. «Вокруг света» - ведение мяча вокруг обруча правой и мяча по кругу левой ногой в разных направлениях, «Не выпускать мяч из круга», «Забей в ворота». П/и. «Белые медведи». Игра в футбол Ведение мяча Ведение мяча вокруг обруча правой и левой ногой в разных восьмеркой, направлениях. передачи Ведение мяча парами. Передача мяча ногой по кругу. Игр. упр. мяча «Ведение мяча парами», «Забей в ворота». П/и. «Мяч с топотом». Игра в футбол. Игра в Игр. упр. «С двумя мячами», «Борьба за мяч». Игра в футбол. футбол по заданию 12 18 30мин. 19 30мин. 20 30мин. 21 30мин. 22 30 мин. 23 30мин. февраль 24 30мин. 25 30мин. 26 март 30мин. Школа мяча Перебрасывание мяча из одной руки в другую. Отбивание мяча на месте. Подбрасывание мяча и ловля его двумя руками. Прокатывание мяча вперед головой. Игр. упр. «Передал - садись» -броски и ловля мяча, «Светофор» - во время выполнения бега по кругу на красный цвет принять стойку баскетболиста. П/и «Салки с мячом». М/п игра. «Передай мяч соседу». Школа Ходьба с подбрасыванием мяча и ловлей его двумя руками. мяча, Ведение мяча с обманными движениями. Игр. упр. «Туннель» ведение с прокатывание мяча между ног, обманными «Лови, бросай – падать не давай» - перебрасывание мяча друг движениям другу в быстром темпе. П/и «За мячом». М/п игра «Будь и внимателен». Школа мяча Ходьба по гимнастической скамейке с отбиванием мяча обеими руками. Бросание мяча и ловля его двумя руками. Игр. упр. «Три мяча» - поочередно переносить мячи из обруча в обруч – по три мяча, «Туннель» - прокатывание мяча между ног, «Лови, бросай – падать не давай» - перебрасывание мяча друг другу в быстром темпе, «Меткий стрелок» - попадание мячом в обруч, П/и. «Охотники и утки». Игра в футбол. Передача мяча Передача мяча друг другу в быстром темпе. Открывание. Игр.упр. в парах, «Лови, бросай – открывание падать не давай», «Туннель» -прокатывание мяча между ног, «Меткий стрелок». П/и. «Займи свободный кружок». Игра в футбол. Передача Передача мяча в движении. Ведение мяча. Передача мяча друг мяча в другу с движении, передвижением по площадке парами (открывание). П/и. «Ловля открывание. оленей», «Мяч капитану». Игра в футбол. Ведение с Ведение с последующим ударом в цель, с разных участков поля. последующи Игра в футбол. Релаксация «Наедине с дождем». м ударом в цель Ведение мяча Игр. упр. «Будь ловким» - ведение мяча с препятствиями с (веревочка). Игра в футбол. Релаксация «Волшебный сон». препятствиям и Передача Передача мяча в тройках. Прыжки на одной ноге с продвижением мяча в вперед, мяч за головой. Ходьба по гимнастической скамейке с тройках, перешагиванием через набивные мячи. Игр. упр. «Кто быстрее?». развитие П/игра «Пустое место». М/п игра «Мяч по кругу». равновесия Школа мяча, Передача мяча через сетку в парах способом из-за головы. передача мяча Ползание под дугами, головой прокатывая набивной мяч. Передача в тройках в мяча в тройках, в движении. П/игра «Успей перебежать». «Здравствуй, догони!». Игра в движении футбол. 13 27 30мин. 28 30мин. 29 апрель 30мин. 30-31 Развитие силы и координации Эстафета «Тачка» - один из игроков, передвигаясь на руках, толкает перед собой мяч, другой удерживает его ноги. П/игры «Штандр. Мячик кверху», «Удочка». Игра в футбол. М/п игра «Кузнечик» – формирование правильной осанки. Элементы Бросание мяча друг другу и ловля его после отскока от. Игра в игры в зайчика 3х1. П/игры «Не урони мяч». «Мы веселые ребята - с волейбол мячом». Игра в футбол М/п игра «Сделай фигуру». как достичь Беседа: как достичь положительного результата? Игра по положительно упрощенным правилам 3 на 3 г о результата? Диагностика 30мин. 34 Развитие координации , техника владения мячом Развитие Ходьба по гимнастической скамье с перекладыванием малого мяча равновесия, перед собой из правой руки в левую. Отбивание мяча от стены и техника ловля его двумя руками. владения мячом Футбольное путешествие. Игра Игра по упрощенным правилам 1 на 1 30мин. 35 Игра Игра по упрощенным правилам 4 на 4 Итоговое «Волшебные мячи» Игр. упр.: «Вышло солнце из-за речки» - бег врассыпную, быстро построиться возле своего обруча. «Попади в корзину» - бросок мяча в корзину разными способами, с разных точек. П/и. «Гонка мячей», «У кого меньше мячей», «Займи свободный кружок». М/п игра «Ручеек с мячом». 32 30 мин. 33 30мин. 30мин. 36 май Ведение мяча змекой – 10 м. не теряя мяча (Ведение мяча осуществляется последовательными толчками, внешней или внутренней стороной стопы, поочередно то правой, то левой ногой); Удар по воротам – (расстояние 4м, размеры ворот – 1 х 2 м). Бег по координационной лесенке. Футбольное путешествие. П/и. «Пятнашки с мячом», «Беспокойный мяч». М/п игра «Вызов по имени». 30 мин. Всего: 18 часов 14 4.Предполагаемые результаты по реализации программы: 1.У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности: - имеет представление о значении занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья, о личной гигиене и закаливании; - имеет навыки безопасного поведения в подвижных и спортивных играх, при пользовании спортивным инвентарем и оборудованием; - самостоятельно ухаживает за одеждой, устраняет непорядок в своем внешнем виде; - может планировать свою трудовую деятельность; отбирать материалы, необходимые для занятий, игр. - обладает навыками активного мышления, (через самостоятельный выбор игры, оборудования, пересчет мячей и пр.), ориентируется в пространстве, имеет представление о значении занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья, о личной гигиене и закаливании; - может объяснить действия и называние упражнений, пользы закаливания и занятий физической культурой; - выполняет правильно все виды основных движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье); - может прыгать на мягкое покрытие с высоты до 40 см; мягко приземляться, прыгать в длину с места на расстояние не менее 100 см, с разбега — 180 см; в высоту с разбега — не менее 50 см; прыгать через короткую и длинную скакалку разными способами; - может перебрасывать набивные мячи (вес 1 кг), бросать предметы в цель из разных исходных положений, попадать в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 4-5 м, метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5-12 м, метать предметы в движущуюся цель; - умеет перестраиваться в 3-4 колонны, в 2-3 круга на ходу, в две шеренги после расчета на «первый-второй», соблюдать интервалы во время передвижения. 2. Ознакомлен с основными элементами техники футбола: - техника передвижения: различные виды бега («змейкой»; беге изменением темпа по команде (ускорение, замедление); спиной вперед; со сменой направляющего; в колонне по одному с перестроением в пары по сигналу; с препятствиями; в чередовании с другими движениями; обегая предметы и т.п.); различные виды прыжков, подскоки. - техника владения мячом и основные способы выполнения упражнений: - удар по неподвижному и движущемуся мячу правой и левой ногой (внутренней стороной стопы, внутренней и средней частями подъема) по воротам, в стену с расстояния от 2 до 4 м; - остановка мяча ногой (внутренней стороной стопы, подошвой) катящегося на встречу; - ведение мяча (средней и внешней частью подъема) только правой или только левой ногой по прямой, между стойками (змейкой) и движущихся партнеров; - обманные движения с места – движение влево, с уходом вправо и наоборот; - отбор мяча (отбивание ногой в выпаде); - вбрасывание мяча руками из-за боковой линии с места из положения ноги вместе, параллельного расположения ступней ног на дальность, и в коридор шириной 2м. - ознакомление с тактикой игры в футбол по упрощенным правилам в ограниченных составах 1х1, 2х2, 3х3. 15 5.Организационно-педагогические условия 5.1.Условия реализации программы Спортивный зал и футбольное поле с искусственным покрытием оснащены: 1.Мячи футбольные - 12шт. 2.Ориентиры для эстафеты - 6 шт. 3.Ворота 2-2,5 метра - 2 шт. 4.Кегли - 5-6 шт. 5.Скакалки - 12 шт. 6.Шнуры 1,5 метра - 4 шт. 7.Кубики - 12 шт. 8.Скамейки гимнастические - 2 шт. 9.Мешочки - 10 шт. 10. Мат гимнастический-2шт. 11.Обручи большого диаметра - 4 шт. 12.Спортивная форма - 10 комплектов, нагрудные знаки для команды (накидки) - 7 шт. 6.Форма аттестации/контроля и оценочные материалы Мониторинг осуществляется с целью эффективности применения данной технологии инструктором по физической культуре (мастером спорта международного класса, чемпионом Европы по мини-футболу, ВКК), реализующим Программу в начале учебного года (сентябрь) и в конце учебного года (май). Занятия по обучению детей игре в футбол направлены на укрепление здоровья и повышение уровня физических качеств детей. Развитие физических качеств – одна из важных сторон физического воспитания дошкольника. Для тестирования физических качеств используются контрольные упражнения, предлагаемые детям в игровой или соревновательной форме (Приложение 3) 16 Список литературы 1. Теория и мотодика физической культуры дошкольников.: Учебное пособие для студентов академий, университетов…, под.ред. С.О. Филлиповой, Г.Н. Пономаревой.– СПб.: Издательство «Детство-пресс», 2008. – 656 с. 2. Анисимова М.С., Хабарова Т.В. Двигательная деятельность детей 5-7 лет. – СПб.: Издательство «Детство-пресс», 2017. – 256 с. 3. Вавилова Е. Н. Развивайте у дошкольников силу, ловкость, выносливость: Пособие для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1981. 4. Вавилова Е. Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать: Пособие для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1983. - 144 с. 5. Пензулаева, Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения с детьми 3-5 лет. – М.: Владос, 2001. – 112 с. 6. Сочеванова Е.А. Подвижные для старших дошкольников: интеграция образовательных областей в двигательной деятельности. – СПб.: Издательство «Детство-пресс», 2018. – 128 с. 7. Щербак А. К гармонии через движение! // Дошкольное воспитание, 1998. № 6. С. 56; № 8. С. 39 8. Николаева Н И. «Школа мяча» 9. Желобкович Е.Ф. «Футбол в детском саду» Москва 2009 10. Картотеки: картотека дыхательных упражнений; картотека ОРУ с мячом; игры - эстафеты; картотека подвижных и спортивных игр; упражнения для релаксации; карточки - схемы упражнений с футбольным мячом. Интернет ресурсы 17 Приложение 1 Беседы с детьми для знакомства с игрой футбол. 1 Беседа: Футбол – одна из самых популярных и любимых игр в мире Ребята, сегодня мы поговорим об одной очень увлекательной игре, а о какой – попробуйте отгадать! Знаю я секрет один: Есть волшебный витамин. Не едят его, не пьют, А кидают, и бросают, И ногами сильно бьют. Что это за витамин? В какой игре его бьют ногами? Правильно: футбольный мяч! Вот он, какой пестрый и красивый! Футбол – самая древняя игра. название этой игры происходит от двух английских слов: «фут» - ступня и «бол» - мяч, т. е. в этой игре по мячу бьют ногой. В отличие от всех других видов спорта, футбол – самый консервативный. Правила игры за 200 лет почти не изменились. В них не было двух очень существенных положений, без которых современный футбол не мыслим: 11- метрового штрафного удара, называемого пенальти, и судьи в поле. В прежние времена он руководил действиями футболистов с трибуны. А какие футбольные клубы в нашей стране вы знаете? Кто из наших футболистов известен всему миру? Да, это наш вратарь Лев Яшин. В футбол любят играть не только мальчики, но и девочки. Сейчас во многих городах появляются женские футбольные команды. Взлетит и упадет на землю мяч. И снова взлетит… статистика утверждает, что в любую секунду дня на земном шаре в воздухе одновременно находятся пятьдесят таких мячей. И один из них ваш. 2 Беседа: Учимся играть в футбол (о технике игры в футбол) Ребята, вы смотрели по телевизору футбольный матч вместе с папой? Вы видели, сколько болельщиков на трибунах? И снова мы спешим на стадион – И никуда от этого не деется. Кто магией футбола увлечен Того не покидает детство. А почему футбол привлекает столько зрителей? Да потому, что футболисты, как артисты, демонстрируют свои таланты, соревнуются в умении вести мяч, бить по нему. Хотите поиграть? Начертите на асфальте большой круг. Возьмите мяч. А теперь постарайтесь ногой вести мяч по кругу, не сходя с линии. Мяч укатился далеко за круг? Не расстраивайтесь: у вас все впереди. Если хотите стать футболистами, вы должны научиться управлять мячом, а не мяч должен управлять вами. Помогут вам мои советы. Перемещение игрока. Играя в футбол, вы должны уметь выполнять перемещения в виде ходьбы, медленного бега, бегать лицом и спиной вперед, приставными и скрестными шагами в сторону, прыгать, владеть своим телом, внезапно останавливаться и поворачиваться во время бега и на месте. Удары по мячу. Ударами забивают мяч в ворота соперника, ударами же передают мяч партнеру, ведут мяч. Футболисты применяют удары по мячу ногой и головой (в старшем возрасте). Удар внутренней стороной стопы – самый точный из всех ударов. При ударе с места надо наклонить туловище над мячом, ногу отвести для замаха назад и затем внутренней стороной стопы ударить по мячу. Такой удар можно выполнить и с разбега. Чем ниже к мячу будет приложена сила удара, тем круче вверх он поднимется, и наоборот. 18 Если выполняется удар подъемом ноги, то по мячу можно ударить серединой, внутренней и внешней частью подъема. Удар серединой подъема отличается большой скоростью полета мяча. Он выполняется с разбега. Опорная нога ставится сбоку от мяча. У бьющей ноги носок оттянут. При ударе опорная нога приподнимается на носок, чтобы бьющая нога не задела носком землю. Для удара внешней частью подъема нужно в момент замаха повернуть бьющую ногу носком внутрь. Удар внутренней частью подъема – самый распространенный. Он выполняется так же, как и серединой подъема. Но в последний перед ударом момент надо развернуть носок ноги. Удары могут выполняться по неподвижному мячу, катящемуся, летящему и отскочившему от земли мячу. Удар по движущемуся мячу выполнить труднее, чем по неподвижному, потому что в этом случае нужно согласовывать свои движения с движениями мяча во времени и расстоянию. Остановка катящегося мяча дает возможность игроку овладеть им и продолжать дальнейшее игровоедействие: передачу, ведение мяча, удар по воротам. Самое главное при остановке мяча – чтобы он не отскочил от ноги игрока. При остановке катящегося мяча внутренней стороной стопы тяжесть тела приходится на опорную ногу. Останавливающая нога выносится немного вперед и при соприкосновении с мячом делает отступающее движение назад до уровня опорной. Скорость мяча гасится, и он останавливается. Остановка катящегося мяча подошвой. Принимающая нога, согнутая в колене, выносится навстречу мячу. Носок приподнят, пятка находится над землей на расстоянии 5 – 10 см от нее. При соприкосновении с мячом принимающая нога выполняет отступающее движение назад и гасит скорость мяча. Остановить опускающийся мяч можно подошвой и внутренней стороной стопы. Ведение мяча. Вести мяч можно как бегом, так и шагом, ударяя его одной ногой или поочередно: то правой, то левой. При ведении мяча по прямой линии наиболее удобно наносить удары внешней частью подъема стопы, а по кривой – внутренней частью подъема. Чтобы отобрать мяч, нужно угадать намерение соперника, владеющего мячом, и послать ногу навстречу мячу. При этом старайтесь не толкнуть соперника, не ударить его по ноге. Вбрасывание мяча. Если во время игры мяч ушел за линию поля, то выполняется вбрасывание мяча из-за боковой линии: взять мяч обеими руками; пальцы расставлены, ноги – в положении небольшого шага или параллельно; поднять мяч вверх, слегка прогнуться назад и потом быстро бросить его своему игроку, выпрямляя руки. Беседа: Умейте нападать, умейте защищать! (техника игры в футбол). Вы уже многому научились из того, что должен уметь настоящий футболист. Попробуем поиграть! В игре вы можете быть как нападающим, так и защитником. Мяч у тебя или у игрока из твоей команды. Вы нападаете на ворота соперника. В этом случае, вы – нападающие. Ваша команда забьет гол в ворота, если вы будете разыгрывать 3 19 мяч, т.е. передавать его друг другу, приближаясь к воротам соперника. Ура! Гол! Все получилось. Вы – настоящая команда. Теперь мяч переходит к команде, которой вы забили гол. Задача вашей команды – защищать свои ворота, чтобы вам не забили гол. Теперь ты и твоя команда – защитники. Попробуй отобрать мяч, не толкнув соперника. Если заметил, что мяч летит или катится к игроку – сопернику, который находится недалеко от тебя, попытайся перехватить, отобрать мяч, защитить свои ворота. Твои ворота и ворота соперника защищает вратарь. Это очень важный игрок в команде. Кроме владения основными приемами полевых игроков, он должен уметь ловить, отбивать, вводить мяч в игру. При ловле высоко летящего мяча в прыжке вратарь одновременно с прыжком поднимает вверх прямые руки с широко расставленными пальцами. Когда мяч коснется пальцев рук, вратарь обхватывает его и прижимает к груди. Если мяч катится по земле на вратаря, то он должен согнуть ноги, наклониться и ловить мяч прямыми руками с обращенными вперед ладонями. Отбивают мяч в тех случаях, когда при попытке поймать его можно допустить ошибку. Отбивать лучше двумя кулаками, но, если это неудобно, можно и одним. Ввести мяч в игру можно броском: руками вверх, сбоку, снизу, а также ударом ноги. В ваши ворота забили гол. Поддержи вратаря, скажи ему что-нибудь ободряющее, чтобы он не пал духом. Вы – одна команда! Вам так нравится эта удивительная игра – футбол! Беседа: Простейшие правила игры. У каждой спортивной игры, будь то баскетбол, волейбол, теннис, бадминтон и др., есть свои правила. В футболе тоже есть правила, которые нужно знать. Цель команды в игре – забить как можно больше мячей. Команда, которая забила больше мячей, считается победившей. Если не забито ни одного мяча или обе команды забили одинаковое число мячей, то игра закончена вничью. В команде может играть по 5 – 8 человек и несколько запасных игроков, которые могут заменить кого-либо из основного состава в случае травмы. Одного из игроков команды, самого меткого, смелого, ловкого, выбирают капитаном. Каждая команда должна придумать себе название («Салют», «Спартак», «Динамо»). У игроков команд должна быть форма разного цвета (например, у одних – синие майки, у других - красные), чтобы не расшибиться при передаче мяча. Можно использовать и повязки разного цвета. Перед началом игры проводится жеребьевка для выбора сторон поля и начального удара. Для этого можно использовать дощечку, окрашенную с одной стороны в красный, а с другой – в белый цвет. Судья ставить мяч на землю. По сигналу один из игроков в команды, начавший игру, бьет по мячу, направляя его в сторону противника. Вторично он не имеет права касаться мяча, пока не коснуться мяча другие игроки. Игроки команды соперников не должны находится близко к центральному кругу – они стоят не ближе двух шагов от линии круга. Мяч считается забитым в ворота, если он полностью прошел линию ворот и при этом никто из игроков забившей команды не нарушил правила. Вратарь должен находиться за линией ворот, в поле, а не на территории ворот. Игроки имеют право вести мяч только ногами. Передавая мяч друг другу, вы 4 20 должны забить его в ворота соперника. Задача игроков противоположной команды – не пропустить противника к своим воротам и не дать ему забить мяч. В футболе только вратарь имеет право брать мяч в руки – остальные полевые игроки играют ногами. Одна из команд забила мяч в ворота, значит, игра возобновляется игроком команды, в ворота которой был забит мяч. Игра может длиться до 30 минут. Время игры делится на две половины, по 15 минут каждая, с 5-минутным перерывом. После перерыва команды меняются сторонами поля, а вторую половину игры будет начинать другая команда – не та, которая начинала игру. По окончании игры поиграйте в малоподвижную игру, чтобы привести организм в более спокойное состояние. Судья может менять игроков в течении всей игры: может заменить вратаря, уставшего или травмированного игрока. Судья может остановить игру, если игроки берут мяч в руки, толкаются, ведут себя недисциплинированно. Мяч при этом передается противоположной команде и вводится в игру с того места, где произошло нарушение. Если игроки обеих команд совершают нарушения одновременно, судья назначает и тем, и другим штрафной удар по неподвижному мячу (с места нарушения). Если игрок многократно нарушал правила игры, толкался, бил играющих по ногам, судья имеет право удалить его с поля, заменить другим игроком. Такое поведение в спорте называют «грубой игрой». Играйте дружно, поддерживайте друг друга! Помните: эта игра должна приносить радость и удовлетворение. Беседа: Как избежать травматизма. Подготавливая место для игры, нужно осмотреть все вокруг, чтобы ничто не мешало участникам и не могло нанести им травмы. Чтобы избежать травматизма: не играйте на проезжих дорогах. Игру проводите подальше от окон, клумб и грядок; -обувь должна быть без каблуков, нетяжелой, чтобы в случае удара по ноге она не причинила боль игроку; в осеннее и весеннее время года одежда должна быть облегченной, удобной, не ограничивающей движения; учитывайте погодные условия: после дождя не стоит играть – пусть земля просохнет. Вот тогда и поиграете! 5 Беседа: Как достичь положительного результата. Футбол – игра коллективная. Успех в ней зависит от слаженности действий всей команды – эгоистам в футболе удача не сопутствует. «Нужно… умерять всякую хвастливость, воспитывать уважение к силе противника, обращать внимание на организованность, дисциплину в команде. Нужно, наконец, добиваться спокойного отношения к удачам и неудачам…» Эти слова великого педагога А.С.Макаренко как нельзя лучше отражают суть этой великолепной и увлекательной игры: Играйте честно, дружно, соблюдая установленные правила. Никогда не сердитесь, если в игре вас нечаянно толкнули или наступили на ногу. Не горячитесь! Проявляйте больше выдержки и смекалки. 6 21 Играйте смело, с инициативой, согласуя действия с товарищами. Помните о законе всех игр: «Один за всех, и все – за одного». Ставьте интересы команды выше своих – только тогда вы добьетесь положительного результата. 22 Приложение 2 Подвижные игры с мячом Для развития организма ребенка-дошкольника и его разнообразной двигательной деятельности большую важность представляют основные движения. Особое место среди них занимают действия с мячом. Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствуют пространственную ориентировку. Упражнения с мячами разного объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают подвижность в суставах пальцев и кисти, увеличивают кровообращение. Они укрепляют мышцы, удерживающие позвоночник, и способствуют выработке хорошей осанки. Игры с мячом пользуются у детей неизменной популярностью, и это неудивительно. Мяч (большой или маленький) требует проворных рук и повышенного внимания. Для детей мяч, этот круглый, легкий, упругий и привлекательный снаряд, нередко символизирует приобщение к спортивным играм – волейболу, баскетболу, футболу. Горелки с мячом Играющие размещаются так же, как и при игре в обыкновенные горелки, т.е. парами. В пяти шагах впереди от «горельщика» кладут на землю мяч. Как только последняя пара пробежит по сторонам колонны, составленной из пар, «горельщик» сейчас же хватает мяч и «салит» им одного из бегущих. «Осаленный» делается «горельщиком». Мяч снова кладут на место . Летучий мяч Играющие встают в круг, водящий находится в середине круга. По сигналу дети начинают перебрасывать мяч друг другу через центр круга. Водящий старается задержать мяч, поймать его или коснуться рукой. Если ему это удалось, то он встает в круг, а тот, кем был брошен мяч, становится водящим. Водящий не может коснуться мяча, когда мяч находиться в руках игрока. Мяч с топотом Участники игры делятся на две группы и встают друг против друга на расстоянии 46 м. На середину поля кладут любой предмет. Игру начинают по жребию первый игрок одной из команд. Он называет по имени игрока из второй команды, бросает ему мяч, быстро бежит на середину поля, останавливается у предмета, топает ногами и возвращается на место. В это время игрок, поймавший мяч, старается его осалить. Если он промахнется, то осаленный переходит во вторую группу. Побеждает группа, в которой окажется больше детей. Круг Все играющие, кроме водящего, встают в круг и перебрасывают друг другу мяч, называя по имени того, кто должен его ловить. Водящий стоит в середине круга и старается ударить рукой по летящему мячу. Как только задержанный таким образом мяч упадет на землю, играющие разбегаются. Водящий быстро поднимает мяч и, крикнув «Стой!», старается запятнать кого-нибудь из игроков. Запятнанный становиться водящим. Если же водящий промахнется, то снова идет в круг водить. Водящий задерживает только летящий мяч, пятнает детей с того места, где поднял мяч. Мячи разные несем 23 Дети строятся в две шеренги у противоположных сторон площадки. У детей первой шеренги маленькие мячи. Дети второй шеренги поворачиваются спиной к стене. Первая шеренга поднимает мячи и приближается ко второй. Инструктор (воспитатель) проговаривает: Мы идем, идем, идем, Разные мячи несем. Подойдя ко второй шеренге на расстояние двух шагов, дети с мячами останавливаются и кладут мячи на пол. Взрослый говорит: У кого здесь мяч лежит, Тот за нами не бежит, А свой мячик поднимает И скорее в нас бросает! После этих слов дети первой шеренги быстро убегают на свои места, а дети второй шеренги поднимают мячи и бросают их в сторону убегающих. Дети, осаленные мячом, выбывают из игры, остальные продолжают игру, но шеренги меняются местами. Зайчики Водящий с мячом располагается в центре круга. Пока водящий ударяет мячом об пол, зайчата прыгают, резвятся, имитируя бодрое и веселое настроение. Как только водящий поднимает мяч над головой, играющие быстро приседают и принимают позу спящих. Водящий внимательно следит за спящими. Тот, кто не сохранит позы спящего, выходит в центр круга и становиться водящим. Наоборот Дети встают в круг. В центре – ведущий с мячом в руках. Показывая движения или действия с мячом, он бросает его одному из игроков со словами: «Сделай наоборот!». Игрок, получивший мяч, должен выполнить противоположное движение и вернуть мяч ведущему (например, при подбрасе ведущим мяча вверх – ударить об пол, при перебросе из руки в руку – покатить по полу, при приседании с мячом - подпрыгнуть). В конце игры отмечаются дети, правильно выполнившие противоположные действия. Колобок Играющие делятся на две команды и строятся в колонны по 5-6 человек. В руках у капитанов команд по мячу-колобку. Хором дети проговаривают: Наш веселый колобок Покатился на лужок, Кто быстрей его вернет, Приз команде принесет. С последним словом капитаны команд поднимают мяч над головой, прогибаются назад и передают его следующему игроку. Стоящие последними игроки команд бегут с мячом вперед и встают впереди своих команд. игра продолжается до тех пор, пока первые игроки (капитаны) вновь не окажутся впереди. Условия игры: при передаче мяча ноги в коленях не сгибать, спина прямая. Игру можно проводить и из положения сидя, ноги скрестив, или сидя, ноги вытянув и раздвинув шире плеч. Воевода Играющие по кругу перекатывают мяч от одного к другому, произнося: Катится яблоко в круг хоровода, 24 Кто его поднял, тот воевода… Ребенок у которого в этот момент окажется мяч – воевода. Он говорит: Я сегодня воевода. Я бегу из хоровода. Бежит за кругом, кладет мяч на пол между двумя игроками. Дети хором говорят: Раз, два, не воронь И беги как огонь! Игроки бегут по кругу в противоположные стороны, стараясь раньше напарника схватить мяч. Тот, кто первым добежал и схватил мяч, катит его по кругу. Игра продолжается. Меткий стрелок Выбранный по считалке водящий встает в центр кругу с мячом в руках. Он бросает мяч игроку, стоящему в круге, называя его имя. Тот, кого назвали, ловит мяч и перебрасывает его обратно. Неожиданно водящий подбрасывает мяч вверх. Подброшенный мяч – сигнал к тому, что дети должны разбежаться в заранее обозначенные кружки-домики, расположенные в 23 м от основного круга. Водящий, не выходя из круга, должен попасть в одного из игроков, находящегося в таком кружке-домике. Игроки, стоящие в кружках, подпрыгивают, увертываются от мяча. Игрок, стоящий в кружке и поймавший мяч, становится водящим. Разноцветный мячик. Дети хором читают стихи В.Сусловой: Разноцветный мячик По дорожке скачет По дорожке, по тропинке, От березки до осинки, От осинки – поворот, Прямо к (Ване) в огород. Играющие, стоя по кругу, передают или перебрасывают друг другу мяч. Получивший мяч на слово «поворот» ударяет мячом об пол в ритм тексту последней строки, в которую вставляется имя держащего мяч, после чего все разбегаются, а игрок с мячом старается осалить, как можно больше ребят. Осаленные выбывают из игры. Через 12 минуты по сигналу взрослого игра прекращается. В конце игры подводится итог: кто из водящих осалил больше играющих. Кувшинчик Один из участников – водящий. Он берет мяч – «кувшинчик» и, ударяя им о землю, поет: Я кувшинчик уронил и об пол его разбил. Раз, два, три, его, Ваня, лови! Сразу же по окончании песни водящий сильно ударяет мячом о землю, а участник, имя которого было названо в песне, ловит его. Игрок, поймавший мяч, отходит в сторону. А все остальные поднимают руки, образуя над головой круг – колесо, и поют: Мы знаем все подряд, что ребята говорят: Оля, коля, дуб зеленый, ландыш белый, зайка серый, Брось! Участник с мячом поет: 25 Я знаю все подряд , что ребята говорят: Дуб зеленый, ландыш, мак, Я бросаю мяч - вот так! Он бросает мяч, стараясь попасть кому-нибудь из детей в сцепленные над головой руки. Кому попадет мячом в круг-колесо, тот и водит. Мячик кверху (русская народная игра) Участники игры встают в круг, водящий идет в середину круга и бросает мяч со словами: «Мячик кверху!» Играющие в это время стараются как можно дальше отбежать от центра круг. Водящий ловит мяч и кричит: «Стой!» Все должны остановиться, а водящий, не сходя с места, бросает мяч в того, кто стоит ближе всех к нему. Запятнанный становится водящим. Если же он промахнулся, то остается вновь водящим: идет в центр круга, бросает мяч кверху – игра продолжается. Правила игры. Водящий бросает мяч как можно выше. Разрешается ловить мяч и с одного отскока от земли. Если кто-то из играющих после слова «Стой!» - продолжал двигаться, то он должен сделать три шага в сторону водящего. Играющие, убегая от водящего, не должны прятаться за встречающиеся на пути предметы. Лапта (русская народная игра) Для игры нужны небольшой резиновый мяч и лапта – круглая палка (длиной 60 см, ручка толщиной 3 см, ширина основания 5 – 10 см). На площадке проводят две линии на расстоянии 20 м. С одной стороны площадки находится город, а с другой – кон. Участники игры делятся на две равные команды. По жребию игроки одной команды идут в город, а другая команда водит. Команда города начинает игру. Метальщик лаптой забивает мяч, бежит через площадку за линию кона, бежит через площадку за линию кона и снова возвращается в город. Водящие ловят отбитый мяч и стараются запятнать бегущего. Они могут перебрасывать мяч друг другу, чтобы попасть в бегущего на более близком расстоянии. Если игрокам поля удается запятнать бегущего на более близком расстоянии. Если игрокам поля удается запятнать бегущего, они переходят в город. В ином случае игроки остаются на местах. Игра продолжается, мяч забивает второй игрок. По очереди все играющие бьющей команды выступают в роли метальщиков. Но не всегда игрокам удается сразу вернуться в город. В этом случае они ждут, что их выручат. Выручить может только тот, кто далеко отобьет мяч. Нередко случается и так, что тот, кто ударил по мячу, не смог сразу перебежать за линию кона. Он ждет, когда мяч забьет следующий игрок, - тогда за линию кона бегут два игрока. Может создаться более трудное положение, когда все игроки бьющей команды, кроме одного, находятся за линией кона, тогда игроку, который еще не бил, разрешают ударить трижды. Если он промахнется, то игроки уступают свое место водящим. Правила игры. Подавальщики не должны переступать черту города. Тому, кто не может забить мяч лаптой, разрешается его бросать в поле рукой. Команда города переходит в поле, если все игроки пробили мяч, но никто не перебежал за линию кона. Большой мяч (русская народная игра) Для игры нужен большой мяч. Играющие становятся в круг и берутся за руки. Водящий с мячом находится в середине круга. Он старается выкатить мяч из круга ногами, и тот, кто пропустил мяч между ног, становится водящим. Он встает за кругом. Играющие поворачиваются спиной к центру. Теперь водящему нужно вкатить мяч в круг. Когда же 26 мяч попадает в круг, играющие опять поворачиваются лицом друг к другу, а в середине встает тот, кто пропустил мяч. Игра повторяется. Правила игры. Играющие не берут в руки мяч в течении всей игры, они перекатывают его только ногами. Блуждающий мяч Все играющие, кроме водящего, встают в круг на расстоянии вытянутой руки. Они передают друг другу большой мяч. Водящий бегает вне круга, старается дотронуться до мяча рукой. Если это ему удалось, то он идет на место того игрока, в руках которого находится мяч, а играющий выходит за круг. Игра повторяется. Правила игры. Передавая мяч, играющие не должны сходить с места. Нельзя мяч передавать через одного, можно только рядом стоящему игроку. Водящему запрещается заходить в круг. Мяч можно передавать в любую сторону. Передача мяча начинается с того игрока, за которым стоит водящий перед началом игры. Играющий, уронивший мяч, становится водящим. Играй, играй мяч не теряй Дети произвольно располагаются на площадке. Каждый играет с мячом, выполняя действия по своему выбору. После сигнал все быстро поднимают мячи вверх. Опоздавшие получают штрафное очко. Игра повторяется несколько раз. Выигрывает тот, кто не имеет штрафных очков. Перед началом игры напомнить детям движения с мячом, которые они могут выполнять. Например, бросать мяч вверх, вниз, в корзину, перебрасывать мяч друг другу, отбивать мяч на месте правой (левой) рукой и т.д. Мяч по кругу Дети делятся на несколько групп, расстояние между которыми 1,5 – 2 м. Каждая групп становится в круг. Дети бросают мяч друг другу, никого не пропуская. Выигрывает группа, в которой мяч меньше падал на пол. Будь внимателен Дети становятся в круг, водящий (взрослый) – в центре. Водящий бросает мяч игрокам (выборочно). Тот, кто не смог поймать мяч, получает штрафное очко. Перед началом игры детям напоминают, как надо принимать мяч. Брось дальше Дети (3-4) становятся у линии, начерченной на земле, и бросают мяч вперед. Воспитатель отмечет, кто бросил дальше всех. Большой мяч дети бросают двумя руками изза головы, маленький – сначала правой, а затем левой рукой. Десять передач Дети становятся парами, расстояние между игроками 1,5-2 м. У каждой пары – по мячу. По сигналу дети передают мяч друг другу заданным способом, стараясь не уронить на землю. Побеждает пара, быстрее всех сделавшая десять передач (без падения мяча), или та, которая дольше удержит мяч. Вызови по имени Дети делятся на 3-4 группы, каждая из них становится вокруг обруч. Один игрок группы встает в обруч, у него в руках мяч. Назвав по имени кого-то из играющих, он бросает мяч высоко вверх. Ребенок, чье имя назвали, должен успеть поймать мяч. После этого он меняется с водящим местами. Игра продолжается. (Перед игрой надо обратить внимание детей на то, что сначала произносят имя и лишь затем бросают мяч). 27 Сделай фигуру Дети свободно располагаются на площадке, у каждого второго – мяч. Воспитатель говорит: «День», все свободно играют с мячом. Воспитатель считает: «Раз, два, три». На последний счет дети подбрасывают мячи вверх и ловят их после отскок от земли или на лету. Играющие могут стоять по кругу в шеренге и бросать мячи через голову назад, прокатывать в разных направлениях. Поймай мяч Дети делятся по трое. Двое игроков становятся друг против друга на расстоянии 3-4 м и перебрасывают мяч. Третий ребенок встает между ними и старается поймать мяч или хотя бы коснуться рукой. Если это ему удается, он меняется местами с ребенком, бросившим мяч. Перед броском дети могут выполнять дополнительные движения, например, вести мяч на месте или в движении, бросать его вверх, вниз и т. д. У кого меньше мячей Дети образуют две равные команды. Каждая из них берет несколько мячей и располагается на своей половине площадки. Площадка разделена сеткой, подвешенной на уровне 130-150 см. После сигнала воспитателя игроки перебрасывают мячи на площадку противника. Выигрывает команда, у которой на площадке после второго свистка находится меньше мячей. Ловишка в кругу Дети становятся в круг, водящий - в центре. Дети перебрасывают мяч друг другу (через круг), водящий старается его поймать. Если водящий поймет мяч, он меняется местами с ребенком, который бросал мяч. Мяч – водящему Дети делятся на 4-5 групп, каждая образует свой круг. В центре круг – водящий с мячом. По сигналу водящие поочередно бросают мяч игрокам и получают его обратно. Когда мяч обойдет всех игроков группы (1-3 раз), водящий поднимет его вверх. Побеждает команда, которая меньшее количество раз уронит мяч или быстрее закончит игру. Стой! Дети становятся в круг, водящий с мячом – в центре. Он подбрасывает мяч вверх и называет имя одного из игроков. Ребенок, чье имя прозвучало, бежит за мячом (остальные игроки разбегаются в разные стороны) и как только берет его в руки, дает команду: «Стой!» все играющие останавливаются и замирают. Игрок старается попасть мячом в кого-нибудь из них. Тот, в кого попали, становится водящим, игра продолжается. Гонка мячей по кругу Дети становятся в круг на расстоянии вытянутой руки друг от друг. У игроков, оказавшихся на расстоянии вытянутой руки друг от друг. У игроков, оказавшихся в круге напротив друг друга, мячи разного цвета или размера. После сигнала воспитателя все начинают передавать мячи друг другу (в одном направлении), стараясь догнать другой мяч. За мячом Дети образуют несколько команд. Каждая команда делится на две команды, между которыми расстояние 2-3 м. Игрок, стоящий первым в одной из колонн – водящий. После сигнала он передает мяч первому игроку из второй колонны, а сам бежит в конец этой 28 колонны. Ребенок, получивший мяч, также передает его игроку противоположной колонны и занимает место в конце этого ряда. Игра продолжается, пока все игроки вернуться на свои места, а мяч окажется у водящего. (Чтобы дети правильно поняли, куда они должны встать после передачи мяча, педагог объясняет, что передвигаться нужно за мячом, по тому же направлению). Охотники и звери У двоих детей (охотники) в руках мячи. Все остальные игроки – звери. Одна половина площадки – лес, другая– поле. Охотники стоят в центре. Звери свободно бродят в лесу. По сигналу воспитателя «Охотники!» все бегут из лес в поле. Охотники стараются поймать зверей – попасть мячом. Тот, кого коснулся мяч, должен лечь на том месте, где его «осалили». Мяч – противнику Две группы детей располагаются в противоположных концах площадки. Между ними отмечается зона шириной 5-10 шагов, в центре которой – мяч. У каждого ребенка – по небольшому мячу. По сигналу воспитателя игроки обеих групп поочередно гонят мяч из зоны в сторону противник своими мячами. Выигрывает группа, которая быстрее справилась с заданием. Успей поймать мяч Играющие становятся в 3-4 колонны у черты. Перед каждой колонной на расстоянии 22,5 м с мячом в руках встает водящий. По сигналу он бросает мяч игроку, стоящему первым, который, поймав мяч, возвращает его водящему и бежит в конец своей колонны. Второй игрок подходит к черте и тоже ловит мяч и т.д. игр продолжается до тех пор, пока первый игрок не займет снов место во главе колонны. Побеждает команда, быстрее закончившая игру. (Если ребенок не поймал мяч, водящий подбирает его и бросает еще раз.) Займи свободный кружок Все дети, а исключением водящего, становятся в кружки (или обручи) диметром 50 см, начерченные на земле в разных местах на расстоянии 1,5-2 м один от другого. Находящиеся в кружках перебрасывают мяч друг другу в разных направлениях. Водящий находится между игроками и старается поймать мяч на лету или коснуться его рукой. Когда водящему удается это сделать, воспитатель дает свисток. По свистку игроки меняются местами, водящий в это время старается встать в один из кружков. Кто не успеет занять место в кружке, становится водящим. Игра продолжается. Число водящих и количество мячей может быть различным, в зависимости от умения детей бросать и ловить мяч. Обгони мяч В игре участвуют 2-4 команды. Игроки каждой команды становятся в круг, у одного из игроков (водящий) – мяч. После сигнала воспитателя водящий отдает мяч игроку, стоящему справа и бежит влево. Обежав круг, он возвращается на свое место. Ребенок, получивший мяч, так же передает его стоящему справа и т.д. (Второй игрок начинает движение, когда первый займет свое место.) игра продолжается до тех пор, пока все дети не обегут круг и мяч не возвратится к водящему. Выигрывает команда, быстрее закончившая игру. Круговая лапта Дети образуют две равные команды. Игроки первой команды выходят на середину площадки, игроки второй команды, разделившись поровну, встают по ее противоположным краям. Они перебрасывают мяч через площадку, стараясь коснуться им игроков, стоящих в центре (мяч можно ловить). Тот, в кого попал мяч, выходит из игры, поймавший мяч остается на площадке. Когда всех игроков «выбивают», команды меняются местами. Побеждает команда, которая сумеет быстрее 29 выполнить задание. Мотоциклисты На площадке размечается улица шириной 2-3 м и длиной 4-5 м. Все дети (мотоциклисты) свободно ведут рукой мячи по площадке. Посередине улицы стоит регулировщик (он регулирует движение зеленым и красным флажками). Доехавший до улицы мотоциклист останавливается, если регулировщик показывает красный флажок, но мотор не выключает – ведет мяч на месте. Если поднят зеленый флажок, мотоциклисты проезжают улицу без остановки – ведут мячи бегом. Движения на улице одностороннее. Через некоторое время игроки меняют руку. Ловец с мячом Дети с мячами свободно передвигаются по площадке, один из них – водящий. Его задача, ведя мяч правой рукой, левой коснуться кого-то из игроков. Если ему это удается, «осаленный» становится водящим. Вначале роль водящего выполняет воспитатель, в дальнейшем – ребенок, хорошо владеющий мячом. Ведение мяча парами Дети делятся по двое, у каждого игрока – мяч. Один ребенок свободно передвигается по площадке, другой - водящий. Его цель – не роняя мяч, коснуться рукой товарища по игре. Когда ему это удается, игроки меняются местами. После того кК водящий коснулся своего товарищ, он должен продвинутся на 5-6 шагов вперед, и только тогда другой игрок может начать его ловить. Вызовы по номерам Дети делятся на несколько команд (по 4-5 человек). В команде дети рассчитываются по номерам и становятся в колонну друг за другом. Перед каждой колонной расставляют кегли (5-6) на расстоянии 1-2 м одна от другой. Воспитатель называет номер игроков (не по очереди). Ребенок, чей номер назван, ведет мяч, обходя первую кеглю справ, вторую слева и т.д. последнюю же кеглю обегает кругом и так же, бегом, возвращается обратно. Выигрывает команда, быстрее закончившая игру и уронившая меньше кеглей. Борьба за мяч Дети делятся на две команды (надевают отличительные знаки). Каждая команда выбирает капитана. Воспитатель стоит в центре площадки, рядом с ним – капитаны. Он подбрасывает мяч, а капитаны стараются отбить его своим игрокам. Игрок, овладевший мячом, передает его своим партнерам, игроки другой команды стараются перехватить мяч. Команда, сделавшая 5 передач, получает очко. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков. Не разрешается бежать с мячом, его надо вести. Мяч – ловцу На площадке чертят три круга, один в другом – первый диметром 1 м, второй – 3 м, третий – 5 м. В первый круг становится водящий (ловец), второй круг свободный, в третий – становятся защитники (4-6 человек). Остальные дети – игроки поля. Они ведут мяч, стараясь передать его ловцу. Защитники стараются им помешать. Если ловец поймает мяч, игроки меняются ролями: передавший мяч игрок становится ловцом, ловец – защитником, один из защитников переходит к игрокам поля. Мяч капитану Площадка разделена на две части. В игре участвуют две команды. В каждой команде выбирается капитан, который становится в кружок (или обруч), нарисованный у дальнего края чужой площадки. Дети бросают мяч своему капитану, противники стараются перехватить мяч и передать его своему капитану. Мяч можно вести одной рукой, передавать друг другу, но нельзя бежать с ним в руках. 30 Выгони мяч (русская народная игра) На противоположных сторонах площадки отмечают две коновые линии. Расстояние между ними 5-10 м. Играющие делятся на две команды, встают друг против друга за линиями. По жребию одна из них начинает игру. Дети поочередно сильным ударом ноги посылают мяч в сторону своих противников. Те стараются не пропустить мяч за черту кона, отбивают его ногой. Если мяч не докатился до линии кона, то играющие передают его руками. Так мяч переходит от команды к команде, пока не пройдет за линию кона. Играющий, пропустивший мяч, штрафуется (сзади него кладут любой предмет). Выигрывает команда, набравшая меньшее количество штрафных очков Встречая мяч, играющий может выйти за коновую линию только на один шаг. Если мяч послан слабо и не докатился до кона, играющий также штрафуется. Шлѐпанки (русская народная игра) Играющие встают в круг лицом к центру на расстоянии одного шага один от другого. Выбирается водящий. Водящий выходит в центр круга. Называет по имени одного из детей, бросает мяч о землю так, чтобы он отскочил в нужном направлении. Играющий, чье имя назвал водящий, ловит мяч и отбивает его (шлѐпает ладонью). Число отбиваний мяча устанавливается по договоренности, но не более пяти. После отбиваний мяч перебрасывается водящему, и игра продолжается, пока кто-то из играющих не уронит мяч. В этом случае игра начинается сначала. Тот, кто уронил мяч, встает на место водящего. Отбивать мяч, нужно стоя на одном месте. Играющий встает на место водящего только в том случае, если он поднял мяч с земли. Мяч (карельская народная игра). Играющие делятся на две команды. Игроки одной команды рисуют для себя на площадке крепость – квадрат, каждая сторона которой равна пяти шагам. Игроки другой команды находятся в поле. Они подходят к крепости не ближе чем на пять шагов. У одного из нападающих в руках мяч. Он бросает его в защитников крепости. Тот, в кого попали, поднимет мячик и бросает его в наступающих, те, в свою очередь, снова бросают мячик в защитников крепости. Промахнувшийся выбывает из игры. Наступающие бросают мяч с определенного расстояния, не ближе. Они могут увертываться от мяча защитников только в пределах поля, защитники – в пределах крепости. Круговой (мордовская народная игра). Играющие чертят большой круг, делятся на две равные команды и договариваются, кто будет в кругу, кто за кругом. Те, кто остается за кругом, распределившись равномерно стараются попасть мячом в детей, находящихся в кругу. Если кому-либо в кругу удается поймать мяч, он старается попасть им в любого ребенка за кругом. Если ему это удается, то у него в запасе очко, если промахнется, то выходит из круга. Когда мяч запятнает всех детей, играющие меняются местами. Мяч можно ловить лишь с воздух, от земли не считается. Осаленные выходят из круг. Ребенок, поймавший мяч и попавший в игрока за кругом, остается в кругу. Мяч по кругу (татарская народная игра). Играющие, образуя круг, садятся. Водящий стоит за кругом. По сигналу водящий бросает мяч одному из игроков, сидящих в кругу, сам отходит. В это время мяч начинают перебрасывать по кругу от одного игрок к другому. Водящий бежит за мячом и старается поймать его на лету. Водящим становится тот игрок, от кого был пойман мяч. Передача мяча выполняется путем броска с поворотом. Ловящий должен быть готов к приему мяч. При повторении игры мяч передается тому, кто остался вне игры. Стрелок (башкирская народная игра). Проводятся две параллельные линии на расстоянии 10-15м друг от друга. В середине между ними чертится круг диаметром 2м. один игрок-стрелок. Он с мячом в руках стоит в 31 кругу. Остальные игроки начинают пробежку от одной линии к другой. Стрелок старается попасть в них мячом. Тот, в кого попал, становится стрелком. В начале игры стрелком становится тот, кто после команды «Сесть!» присел последним. Момент броска мяча определяется самим стрелком. Мяч, брошенный мимо, игроки перебрасывают стрелку. Если игрок поймал мяч, брошенный в него, то это не считается попаданием. Приложение 3 Тестовые упражнения (нормативы) № п/п Ско рос тна я нап рав лен Ф. И. нос ребен ть ка Бег 30 м н к г г Скорос Гиб тнокость силова я направ леннос ть Прыж ок в длину с места (см) к нг г Наклон ы тулови ща н г к г Координационн ая Балл направленность Челноч Подбра 30 ный сывани м бег е мяча 3х10 10 раз (сек) нг к г нг к.г Общи Рез-т й балл Пры жки в длин у 1 2 1 Нак 3х1 подб лон 0 рас. ы мяча туло вищ а 2 1 2 1 2 1 2 1 2 Физическую подготовленность воспитанников определяю по следующим показателям: - бег на 30 м - прыжок в длину с места; - челночный бег (3 по 10 метров); - гибкость (наклон туловища вперед из положения сидя); - подбрасывание и ловля мяча двумя руками. Высокий уровень - 3 балла Средний уровень - 2 балла Низкий уровень - 1 балл 0 баллов — отказ от выполнения движения. 32