03.03.2020
Понимая психологическую готовность ребенка
к школе как многокомпонентное образование, складывающееся из определенного
уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов,
готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к
социальной позиции школьника, необходимо согласиться с тем, что нет и не может
быть единственного теста, измеряющего готовность ребенка к школе, необходим
комплекс методик.
Мотивационная готовность — одна из главных сторон психологической
готовности ребенка к обучению в школе.
Мотив – это внутреннее побуждение к активности. В
качестве мотивов могут выступать потребности, интересы,
убеждения, представления о нормах и правилах поведения и др. В основе любого
действия или поступка имеется мотив или совокупность мотивов,
которые запускают (побуждают) и направляют активность
человека.
Дошкольный возраст, как писал А.Н.Леонтьев — это
«период первоначального фактического склада личности». Именно в это время
происходит становление основных личностных механизмов и образований.
Развиваются тесно друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется
самосознание.
Формирование мотивов, побуждающих к учению, — одна из
линий подготовки детей к обучению в школе. Имеется в виду воспитание
действительной и глубокой мотивации, которая должна стать побудительной
причиной их стремления к приобретению знаний. Это и отношение к обучению как к
необходимому и важному делу, и интерес к учебным занятиям.
Мотивационная готовность к школьному обучению
складывается из:
-положительных представлений о школе;
-желания учиться в школе, чтобы узнать и уметь много
нового;
-сформированной позиции школьника.
Мотивы готовности к обучению в школе – это внутренние и внешние факторы,
побуждающие ребенка на усвоение новых знаний. Они являются
основой для формирования учебных мотивов. Учебный мотив,
как осознанная потребность в получении новых знаний и развитии своих
способностей, у дошкольников отсутствует. Отношение дошкольников к
учению может быть выражено в следующих группахмотивов:
1. Социальные мотивы означают
понимание общественной значимости и необходимости учения, стремление к
социальной роли школьника. «Я хочу в школу, потому что
все дети должны учиться, это нужно и важно».
2. Учебно-познавательные мотивы отражают
интерес к новым знаниям, желание научиться чему-то новому. «Я хочу в школу,
потому что там можно многому научиться, узнать новое».
3. Оценочные мотивы содержат
стремление ребенка получить высокую оценку взрослого, его
одобрение и расположение. «Я хочу в школу, потому что буду
получать пятерки».
4. Позиционные мотивы отражают
интерес к внешней атрибутике и позициишкольника. «Я хочу в школу,
потому что там все большие, а детский сад ходят маленькие». Или «Я хочу в школу,
потому что мне купят новый ранец, пенал,школьную одежду».
5. Внешние мотивы, не
выражающие желания самого ребенка. «Я пойду в школу,
потому что так мама сказала».
6. Игровые мотивы, которые
неадекватно переносятся ребенком в новую ведущую деятельность
– учебную. «Я хочу в школу, потому что там можно весело играть с
друзьями».
Каждый из мотивов присутствует у
ребенка 6-7 лет, но степень их выраженности строго индивидуальна.
Учебно-познавательные, социальные, оценочные мотивыоказывают
положительное влияние на школьную успеваемость ребенка.
Преобладание игрового мотива отрицательно влияет на усвоение
знаний в школе. Позиционный и внешний мотивы на
успеваемость влияют незначительно. Следует отметить, что внешние и
игровые мотивы могут влиять на поведение детей в
ситуации обучения.
Оценивать мотивы у дошкольника
сложно, потому что ему еще трудно дать объективный ответ, хочет ли он
учиться, почему хочет или не хочет. Но его мотивы можно легко
определить, наблюдая за ребенком в привычной ситуации. В
наблюдении поможет следующая таблица:
Тип мотива Поведение ребенка
Социальный -Занимается на занятиях, потому что это важно и
нужно.
Учебно-познавательный —Занимается лишь тогда, когда ему интересно.
Оценочный —Занимается, потому что хвалит взрослый.
Позиционный — Занимается тогда, когда на занятии много
атрибутики и пособий.
Внешний — Занимается, когда настаивает взрослый.
На современном этапе своего развития
проблема готовности ребенка к обучению в школе в целом и формирование
мотивационной готовности в частности требует пристального внимания на всех
уровнях ее рассмотрения – как на теоретическом, так и практическом.
Для формирования мотивационной готовности
к школе необходимо поддерживать интерес ребенка ко всему новому, отвечать на
его вопросы, давать новые сведения о знакомых предметах. Если вы будете
формировать позитивный образ школы, то это непременно поможет улучшить
мотивационную сферу ребенка. Прививать любовь к получению знаний, к высокому
искусству, расширять кругозор своих детей.
Таким образом, основная задача взрослого —
показать ребенку, что очень много неизвестного и интересного он может узнать в
школе.
В формировании у дошкольников
мотивационной основы школьного учения решающую роль играет семья, так как
отношение ребенка к поступлению в школу во многом определяется отношением к
этому событию их родителей. Поэтому при планировании работы по подготовке детей
к школе особое внимание нужно уделить ориентации родителей на вопросы,
обеспечивающие становление внутренней позиции школьника, и формирование на этой
основе позитивного образа современной школы у родителей. Для того чтобы
правильно понимал поведение и действия ребенка и управлял ими, необходимо
проводить ранжирование мотивов учения детей, чтобы знать какие мотивы
доминируют в данной ситуации, формировать и поддерживать те из них, которые
обеспечивают высокий уровень эффективности деятельности