07.03.2020
Познавательное
развитие:
- предполагает
развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- формирование
познавательных действий, становление сознания;
- развитие воображения
и творческой активности;
- формирование
первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира,
- о свойствах и
отношениях объектов окружающего мира, их форме, цвете, размере, материале,
звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и
времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.
- о малой Родине
и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об
отечественных традициях и праздниках,
- о планете Земля
как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов
мира.
Известно,
что дошкольный возраст - возраст становления и развития наиболее общих
способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и
дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей - способность к
познанию.
Образовательный
процесс направлен на развитие познавательных способностей у дошкольников и на
их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно
было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной
самостоятельности и инициативности.
Основные формы
взаимодействия, способствующие познавательному развитию:
- вовлечение
ребенка в различные виды деятельности;
- использование
дидактических игр;
- применение
методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления,
памяти, развития речи.
К стадиям
познавательного развития мы относим: любопытство, любознательность,
развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности.
Рассмотрим каждую
стадию подробнее:
1. К первой стадии мы относим ЛЮБОПЫТСТВО.
Для неё
характерно избирательное отношение к любому предмету, обусловленное чисто
внешними, часто внезапно открывающимися ребёнку сторонами и обстоятельствами.
На этой стадии
дошкольник довольствуется лишь первоначальной ориентировкой, связанной с
занимательностью самого предмета; занимательность как фактор обнаружения
познавательного интереса служит обычно его первотолчком. В качестве примера
проявления любопытства у дошкольника можно привести тот факт, что в 2-3 года
ребёнок сосредоточивается на яркости объекта, не уделяя при этом особого
внимания его сущности.
2. Вторую стадию познавательного развития
детей дошкольного возраста мы определили как ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ, которая
представляет собой ценное состояние личности, активное видение мира,
характеризующееся стремлением ребёнка проникнуть за пределы первоначально
усмотренного и воспринятого. На этой стадии интереса, как правило, проявляются
сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворённости
деятельностью. Сущность любознательности заключается в образовании и
расшифровке разного рода загадок.
3. Новым качеством, или стадией,
познавательного развития дошкольников является ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС,
характеризующийся повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью
на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают
познавательные мотивы. Познавательный интерес содействует проникновению
дошкольника в сущностные отношения, связи, закономерности освоения
действительности. Проявлением познавательного интереса следует считать
стремление ребёнка самостоятельно отвечать на поставленные вопросы, например в
ходе экспериментирования, исследования окружающего мира.
4. К высокому уровню познавательного
развития детей дошкольного возраста мы относим ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ,
основой которой служит целостный акт познавательной деятельности -
учебно-познавательная задача.
Актуальным
методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование,
которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера,
направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и
зависимостей явлений.
В
экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который
самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы
воздействия на него.
Маленький
ребенок по сути своей - неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все
интересно и обязательно необходимо везде сунуть свой нос. А от того, сколько
разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет
обладать.
Деятельность,
какой бы она ни была, является важной составляющей для гармоничного развития
ребенка. Ведь в процессе малыш познает окружающее его пространство, приобретает
опыт взаимодействия с различными предметами. Ребенок приобретает определенные
знания и овладевает конкретными навыками.
В
результате этого активизируются психические и волевые процессы, развиваются
умственные способности и формируются эмоциональные черты личности.
Вовлекайте
своих детей в деятельность разного вида, не отталкивайте их от себя. Ведь можно
заняться с детьми экспериментированием на кухне, в ванной комнате, на улице и
т. д.
Самое
главное это желание побыть с ребёнком и уделить ему время. Он это обязательно
оценит.
Познавательное
развитие дошкольников немыслимо без активности. Чтобы малыши не были пассивны,
для поддержки их активности используются своеобразные игры. Познание через игру
- Малыши не мыслят своей жизни без игры. Нормально развивающийся ребенок
постоянно манипулирует с предметами. На этом строится работа по познавательной
деятельности.
Уважаемые
родители проявляйте интерес к развитию детей. Утром проводите зарядку с ними.
Используйте такие упражнения, как: "собери грибочки", "понюхаем
цветочки", "лучики-лучики" и др.
На
прогулке обращайте внимание на предметы, которые вам встречаются, наблюдайте за
природой и ее изменениями, проводите беседы с детьми, экологические игры все
это развивает активность и любознательность.
Чтение
художественной литературы расширяет, систематизирует знания, обогащает
словарный запас.
Задайте себе
вопрос. Каким вы хотите видеть своего ребенка?
В
разное время данный вопрос имел разные ответы. Если в советские времена мамы и
папы стремились воспитать послушного во всех отношениях «исполнителя»,
способного в будущем усердно работать на заводе, то сейчас многие желают
вырастить человека с активной позицией, творческую личность. Ребенок, чтобы он
в будущем был самодостаточным, имел свое мнение, должен научиться сомневаться.
А сомнения в итоге приводят к собственному выводу. Ведь малышу можно просто
что-то сказать и научить, а можно и показать. Ребенок сможет спросить о чем-то,
высказать свое мнение. Так полученное знание будет намного крепче.
Например, можно просто сказать, что
дерево не тонет, а камень сразу пойдет ко дну - и ребенок, конечно же, поверит.
Но вот если малыш проведет опыт, и вы ему в этом поможете, он сможет лично в
этом убедиться и, скорее всего, попробует другие материалы на плавучесть и
сделает собственные выводы. Так появляется первое рассуждение. Развитие
познавательной деятельности невозможно без сомнения.
Если ребенку что-то сказать, ему
остается это только запомнить. Но порассуждать, поразмышлять и прийти к
собственному выводу гораздо важнее. Ведь сомнение – это дорога к творчеству,
самореализации и, соответственно, независимости и самодостаточности. Как часто
нынешние родители слышали в детстве, что они еще не доросли, чтобы спорить.
Пора забыть об этой тенденции. Учите детей высказывать свое мнение, сомневаться
и искать ответ.