07.03.2020
Игра -
ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она способствует развитию как
интеллектуальной, так и эмоционально-личностной составляющей, что, в свою
очередь, развивает у ребенка умение более эффективно разрешать проблемные
ситуации. В ходе выполнения той или иной роли ребенок моделирует значимые для
него межличностные отношения, в которых отражаются эмоциональные переживания,
связанные с данной ролью; эти действия дают ребенку возможность прочувствовать
последствия своих поступков, выявить смыслы и значения своей деятельности, а
также формируют новые социальные мотивы деятельности.
Какие игрушки необходимы детям
У каждого
ребёнка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую
поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет преодолеть ему страх
одиночества, когда родители куда-то уйдут, страх темноты, когда выключается
свет и надо уснуть, но не в одиночестве, а с подружкой-игрушкой. На них иногда
злятся, их наказывают и даже ломают, забрасывая в дальний угол, но их
вспоминают в минуты детского горя, достают из угла, чинят, дорисовывают
стёршиеся глаза и губы, шьют новые наряды, пришивают уши и хвосты.
Игрушки,
какими их представляют себе взрослые, с точки зрения ребёнка никуда не годятся.
Великолепные автоматические и полуавтоматические полностью собранные игрушки не
могут удовлетворить творческие и эмоциональные потребности ребёнка. Ребёнку
нужны такие игрушки, на которых можно отрабатывать, отшлифовывать основные
необходимые свойства характера.
Игрушки из реальной жизни
Кукольное
семейство (может быть и семья зверюшек), кукольный домик, мебель, посуда,
машины, лодка, касса, весы, медицинские и парикмахерские принадлежности, часы,
стиральные машины, плиты, телевизоры, мелки и доска, счёты, музыкальные
инструменты, железные дороги, телефон и т.д. Игрушки, помогающие
"выплеснуть" агрессию Солдатики, ружья, мячи, надувные груши,
подушки, резиновые игрушки, скакалки, кегли, а также дротики для метания и т.д.
Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения
Кубики,
матрёшки, пирамидки, конструкторы, азбуки, настольные игры, разрезные картинки
или открытки, краски пластилин, мозаика, наборы для рукоделия, нитки, кусочки
ткани, бумага для аппликаций, клей и т.д.
Игрушки
для самых маленьких, прежде всего должны развивать органы чувств: глаза, уши,
руки. И пока основная его потребность - чувствовать тепло, первые игрушки
малышей должны быть мягкими и тёплыми, тогда они будут полностью
соответствовать стремлению малыша всё познать через осязание. Самые лучшие
игрушки для маленьких – это те, которые можно кусать. Они должны быть сделаны
из мягких материалов – пластмассы, резины, хорошо мыться, быть лёгкими, не
иметь удлиненной плоской формы, чтобы, засовывая их в рот, ребёнок не мог подавиться.
Окраска игрушек должна быть яркой. Хорошо, если они будут звучащими.
Для
годовалого малыша интересны и полезны будут пластмассовые пирамидки из 3-4
составляющих колец разного цвета, мисочки разных размеров, вкладывающиеся друг
в друга, разноцветные кубики. Манипуляция с этими игрушками не только развивает
интеллект ребёнка, но и доставляет удовольствие и радость, когда у малыша
что-то получается так же, как у взрослого. Очень полезны игрушки неваляшки.
Для 2-летних
детей очень хороши большой разноцветный мяч, который не закатывается под
мебель, 7-8-составные пирамидки, мягкие, пушистые игрушки, которые дети уже не
тянут в рот, а вот засыпают с ними очень хорошо. Большая пластмассовая машина
или коробка уже с этого возраста будет приучать ребёнка к аккуратности,
самостоятельности, т.к. в них должны складываться после игры кубики, мячи,
резиновые и мягкие игрушки. Хорошо, если уже в этом возрасте у малыша будет
своё игровое место в квартире, а у игрушек тоже свой домик.
К трём годам
набор игрушек расширяется. К ярким, разноцветным, с чёткой формой игрушкам
прибавляются простейшие конструкторы, которые малыши собирают вместе со
взрослыми, всегда при этом испытывая удовольствие и восторг от того, что из
странных кусочков может получиться замечательная, понятная ребёнку
фигура-игрушка. На этом возрастном этапе ребёнок начинает активно включаться в
мир реальных жизненных ситуаций, узнаёт, что люди заняты в жизни работой
и имеют разные профессии, сталкиваются с проблемами и находят выход из
конфликтов. Поэтому чаще всего ребёнок выбирает сюжеты для ролевых игр из той
жизни, которая его окружает. Дети играют в "дочки-матери", "в
папу и маму", в "магазин", в "доктора", "детский
сад" и.т.п. Игрушки в этом возрасте увеличиваются в размерах (большая
кукла, большой медведь и т.д.). Правильной будет покупка парикмахерских
наборов, чайных и столовых сервизов, принадлежностей доктора Айболита, мебели и
других предметов, отображающих различные стороны реальности. Стремление ребёнка
жить общей со взрослыми жизнью свидетельствует о новом этапе в развитии эмоций
и социальной адаптации. Основное требование – "бытовые игрушки"
должны быть похожи на "оригинал" и быть достаточно прочными.
К четырём
годам ролевая игра становится основным видом деятельности ребёнка. Усложняется
содержание игры, многие игрушки становятся ненужными, т.к. детская фантазия
способна превратить конкретные предметы в воображаемые. Так, карандаш может
стать волшебной палочкой, зелёные листья – деньгами, нарисованные орнаменты на
бумаге – коврами в кукольной квартире. Именно поэтому в таком возрасте
наибольшую пользу ребёнку принесут не дорогие и бесполезные игрушки, а
функциональные, пусть даже сделанные своими руками.
К пяти годам крупные игрушки постепенно перестают занимать
ребёнка и перемещаются из игровой зоны на кресла, кровати, шкафы. А вот наборы
зверушек, солдатиков, кукольных семей завоёвывают интерес и эмоции ребёнка.
Появляется большая возможность для проигрывания разных вариантов с одними и
теми же игрушками; у детей развивается фантазия и воображение, мышление
перестаёт быть конкретным, а эмоциональный мир обогащается.
Шестилетнему
ребёнку полезнее и интереснее не статичные и конкретные игрушки – он будет рад
необычному конструктору, моделям кораблей и самолётов, красивым фломастерам и
занимательной настольной игре, разборному роботу-трансформеру, набору для шитья
и вязания. Детям очень нравятся игрушки, сделанные собственными руками,
особенно, если они становятся полезными для других. Дети любят в этом возрасте
делать игрушки-подарки (кухонные прихватки, салфетки, украшения). Радость и
гордость вызывает в ребёнке тот факт, что он умеет делать добро окружающим и
любимым людям. Поэтому любое желание ребёнка что-то смастерить, сшить, склеить
и кому-то подарить должно приветствоваться родителями, если они хотят развить в
ребёнке трудолюбие, усидчивость и желание что-то в жизни давать другим.
Игрушечные магазины уходят на второй план, а наибольший интерес у детей
вызывают прилавки с канцелярскими принадлежностями, строительными материалами,
нитками и пуговицами. Ребёнок сам готовит себя к смене вида деятельности и
школьному обучению.
В дальнейшем
ребёнок сам сделает "инвентаризацию" своих игрушек. Никогда не
заставляйте ребёнка своими руками выкидывать сломанные или устаревшие игрушки!
Для него это символы его развития, с каждой связаны положительные эмоции и
переживания. Это его детские воспоминания, это его друзья. Намного
психологически экологичнее отремонтировать их и отдать другим детям,
подарить детскому саду, ребёнку, которому не повезло и родители не покупают ему
игрушек.
В школьном
возрасте дети учатся играть без игрушек. Им всё больше начинают нравиться
подвижные игры со сверстниками с помощью мячей, скакалок, черепков, ножичков и
т.д. В играх ребёнок учится выигрывать и проигрывать, подчинятся правилам,
признавать выигрыш другого ребёнка, общаться и работать совместно с взрослыми и
сверстниками.
Помните, что
все, кроме любимой игрушки, надо периодически менять и обновлять. Если вы
заметили, что малыш долго не берёт в руки какую-то игрушку, значит, она ему
сейчас просто не нужна. Спрячьте её подальше, а через некоторое время, её
появление вызовет новый эмоциональный или познавательный интерес у ребёнка.
И ещё один
совет. Не водите ребёнка слишком часто в игрушечный магазин с множеством
соблазнительных, но очень дорогих игрушек. Сколько слёз и страданий малышей
видели сидящие на прилавках новомодные куклы, машины и звери! Эти переживания,
когда ребёнок не может получить то, что очень хочется, ему совсем не нужны.
Только, когда вы сами готовы подарить ребёнку радость, ведите его в магазин и
делайте ему праздник.