07.03.2020
Младший
возраст — важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время
происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с
предметным миром.
К
концу младшего дошкольного возраста начинает активно проявляться потребность в
познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные
вопросы, которые задают дети. Развитие самосознания и выделение образа «Я»
стимулируют развитие личности и индивидуальности. Малыш начинает четко
осознавать, кто он и какой он. Внутренний мир ребенка начинает наполняться
противоречиями: он стремится к самостоятельности и в то же время не может
справиться с задачей без помощи взрослого, он любит близких, они для него очень
значимы, но он не может не злиться на них из-за ограничений свободы. По
отношению к окружающим у ребенка формируется собственная внутренняя позиция,
которая характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру
взрослых. В этом возрасте ребенок может воспринимать предмет без попытки его
обследования. Его восприятие приобретает способность более полно отражать
окружающую действительность. На основе наглядно-действенного к 4-м годам
начинает формироваться наглядно-образное мышление. Другими словами, происходит
постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации в
«как будто». В 3-4 года преобладает воссоздающее воображение, т. е. ребенок
способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого.
Большое значение в развитии воображения играет опыт и знания ребенка, его кругозор.
Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных источников,
смешение реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша,
эмоционально насыщены и реальны для него.
Память
дошкольника 3-4-х лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает
узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было
непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально
окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго. Ребенок не способен
длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро
переключается с одной деятельности на другую.
В
эмоциональном плане характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное
состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают
влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому характеристики,
которые ребенок дает другим людям, очень субъективны. Тем не менее,
эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм.
В
3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников,
а затем косвенно контролироваться взрослыми.
Ребенок
трех-четырех лет уверенно ходит, координирует движения рук и ног при ходьбе,
воспроизводит разнообразные другие движения. Он умеет правильно держать
карандаш, проводит горизонтальные и вертикальные линии, осваивает
изобразительные умения.
Ребенок
владеет разнообразными действиями с предметами, хорошо ориентируется в
различении таких форм, как круг, квадрат, треугольник, объединяет предметы по
признаку формы, сравнивает их по размеру (по длине, ширине, высоте). Он активно
стремится к самостоятельности, уверенно осваивает приемы самообслуживания и
гигиены. С удовольствием самостоятельно повторяет освоенные действия, гордится
своими успехами.
В
играх ребенок самостоятельно передает несложный сюжет, пользуется
предметами-заместителями, охотно играет вместе со взрослым и детьми, у него
есть любимые игры и игрушки. Он умеет заводить ключиком механическую игрушку,
составлять игрушки и картинки из нескольких частей, изображать в игре зверей и
птиц.
Ребенка
отличает высокая речевая активность; его словарь содержит все части речи. Он
знает наизусть несколько стихов, потешек, песенок и с удовольствием их
повторяет. Ребенок живо интересуется окружающим, запас его представлений об
окружающем непрерывно пополняется. Он внимательно присматривается к действиям и
поведению старших и подражает им. Ему свойственны высокая эмоциональность,
готовность самостоятельно воспроизводить действия и поступки, одобряемые
взрослыми. Он жизнерадостен и активен, его глаза с неиссякаемым любопытством
вглядываются в мир, а сердце и ум открыты для добрых дел и поступков.
Развитие
детей – дело, которое волнует многих родителей. Есть, конечно, люди, которые
считают, что детям нужно давать максимум возможной свободы и тогда они сами
разовьются именно так, как нужно. Возможно, они правы. Однако мы не видим
ничего плохого в том, чтобы предлагать детям именно те игры и занятия, которые
лучше всего будут восприниматься ими в каждом конкретном возрасте. А для этого
нужно знать эти возрастные особенности развития. Сегодня мы предлагаем вам
познакомиться с возрастными особенностями развития детей в 3-4 года.
МОТОРИКА
Ребенок
хорошо бросает через голову мяч, и хватает его в процессе игры, когда мяч катится.
Отлично спускается и поднимается по лестницам, прыгает на одной ножке, а также
может стоять в течении десяти минут на одной ноге. Вы уже можете легко качать
его на качелях, так как он способен сохранять равновесие. Можно начинать учить
ребенка рисованию, так как карандаш и кисть хорошо удерживаются в пальцах.
СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ
РАЗВИТИЕ:
Ваш
ребенок уже очень любит делиться с другими своими игрушками и в то же время
требует того же от окружающих. Стремится к общению с окружающими – как со взрослыми,
так и с детьми. В этом возрасте начинают развиваться навыки совместной работы –
игровой деятельности и помощи взрослым.
ЗРИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ
КООРДИНАЦИЯ:
Развитие
детей 3-4 лет предусматривает умение обводить предметы и рисунки по контурам, воспроизводить
разнообразные формы, в том числе сложную форму шестигранника, копировать
крест,.
ПОНИМАНИЕ
РЕЧИ:
Понимает
названия и определения цветов: «Дай зеленый мяч». Способен уже слушать более
длительные сказки и рассказы.
РЕЧЕВОЕ
РАЗВИТИЕ:
В
этом возрасте происходит интенсивное развитие речи. Ваш ребенок уже легко
определяет цвет, фактуру, форму, вкус предметов, используя слова-определения.
Понимает степени сравнений (самый большой, самый близкий). Считает до пяти.
Использует в речи прошедшее и настоящее время.
Развитие речи ребенка 3 – 4 лет
Разнообразное
речевое общение сопровождает деятельность ребенка, в которую нередко включены и
взрослые: это вопросы и ответы, просьбы и требования объяснений, эмоциональные
оценки действий и результатов. Таким образом, речь приобретает форму диалога.
Взрослым следует учитывать, что дети в этом возрасте легко запоминают и
повторяют не только образцы речи близких людей, но и их манеру говорить,
копируют мимику, жесты, позы. Подражая родителям, дети перенимают этим и
культуру общения.
Интерес
к ближайшему окружению, к труду и занятиям взрослых людей, постепенное освоение
ориентировки в пространстве и времени, ознакомление с разнообразными свойствами
предметов и явлениями природы способствуют умственному развитию ребенка и
практическому овладению языком.
Дети
трех лет способны внимательно слушать короткие сказки, рассказы, следить за
развитием событий, а также слушать песни, музыку, замечать изменения в звучании
музыки, давать эмоциональный отклик на художественные и музыкальные
произведения. С помощью речи ребенок делится своими впечатлениями, передает
значимые для него события. Речь активно используется как средство общения,
обмена сведениями и чувствами.
Младший
дошкольный возраст характеризуется чрезвычайно возрастающей речевой
активностью. Словарный запас младшего дошкольника зависит от условий жизни,
воспитания, состояния здоровья, общего развития и составляет 1—2 тысячи слов.
Иногда взрослые недооценивают значение общения с ребенком, разговоров и игр с
ним, не поддерживают обращений, гасят речевую активность, и ребенок перестает
обращаться к близким, остается предоставленным самому себе, что отрицательно
сказывается на его речевом развитии. Поэтому так важно в этот период быть
особенно внимательным к речи детей. В возрасте 3—4 лет дети особенно чутки к
звуковой оболочке языка. Замечательный знаток детского языка К. И. Чуковский в
своей книге «От двух до пяти» собрал обширные материалы по речетворчеству
детей. Особо он отмечает рифмотворчество. И действительно, дети очень любят
стихи и с удовольствием запоминают их наизусть. Овладеть звуковой стороной
языка означает научиться воспринимать звуки и правильно произносить их. В три
года малыши пытаются подражать правильному произношению взрослых, но им не
всегда это удается. Так, трудные для произношения звуки заменяются более
доступными и легкими: [р] на [л], [ш] на [с], [ж] на [з], [ч] на JV],
отмечаются и другие замены. Твердые согласные звуки нередко заменяются мягкими
(«зайка» вместо «зайка»). В результате дети затрудняются в произнесении
многосложных слов, заменяют или пропускают отдельные звуки, переставляют слоги,
укорачивают слова. Например: «лисапет» — велосипед, «пигин» — пингвин,
«тевелизол» — телевизор, «мисанел» — милиционер, «кафета» — конфета.
Голосовой
аппарат ребенка еще не окреп, поэтому многие говорят негромко, хотя пользуются
различными интонациями.
Четвертый
год жизни отмечается новыми достижениями в развитии ребенка. Дети свободно и
часто вступают в контакт с детьми и взрослыми по своей инициативе, высказывают
простейшие суждения о явлениях, предметах окружающего мира. В этот период могут
быть резкие индивидуальные различия в развитии речи детей. Одни к трем годам
хорошо владеют речью, правильно произносят все звуки, некоторые знают все буквы
и делают первые шаги в чтении. Речь других детей этого же возраста далека от
совершенства, неправильно произносятся звуки, искажается слоговая структура
слов, делаются ошибки в согласовании слов в предложении и т. д.
Четвертый
год — это возраст «почемучек». Дети постоянно задают взрослым вопросы, которые
нельзя оставлять без внимания. Надо терпеливо и доступно отвечать на все
«почему?», «зачем?», «как?», «что это?». Иногда из-за неустойчивости внимания
дети неспособны выслушать до конца ответы взрослых. Поэтому объяснения должны
быть короткими, простыми и понятными.
Активный
словарный запас детской речи становится разнообразнее. Ребенок должен
пользоваться практически всеми частями речи, даже служебными словами:
предлогами, союзами. Достаточный словарный запас дает ребенку возможность
свободно общаться с окружающими. Бедность словарного запаса вызывает трудности
в пересказе сказки, в поддержании беседы со взрослыми и сверстниками, в
передаче содержания чужой речи, в рассказе об увиденном.
Хороший
словарный запас способствует обогащению речи предложениями разной структуры,
простыми и сложными, правильному их построению.
В
этом возрасте исчезают почти все недостатки произношения звуков. Дети начинают
критично относиться к речи сверстников, подмечают ошибки звукопроизношения. Это
говорит о совершенствовании речевого слуха у детей.
Как
научить ребенка самостоятельно одеваться.
Нельзя
подавлять инициативу ребенка. Если он хочет попытаться одеться сам – не мешайте
ему. Но и не требуйте от ребенка сразу же, чтобы он одевался только сам. Очень
часто родители просто не выдерживают медлительного темпа одевания малыша и,
чувствуя, что они уже опаздывают, начинают в спешке сами одевать ребенка, не
давая ему одеться самостоятельно. В этом случае имеет смысл начать сборы немного
заранее, с учетом времени на спокойное освоение навыков одевания малышом.
Если
ребенок не хочет одеваться самостоятельно, то попробуйте немного подтолкнуть
его, например, одевая ему носочки или штанишки не до конца и предлагая ребенку
закончить одевание самому.
Очень
часто быстрому освоению навыка самостоятельного одевания препятствует сама
конструкция одежды ребенка. Если на вещах малыша есть многочисленные молнии и
шнуровки, мелкие пуговицы, то это значительно усложняет для него процесс
одевания. Поэтому на первое время было бы уместнее покупать ребенку вещи с
крупными удобными застежками, на липучках, на резиночках.
Существуют
специальные развивающие игры-шнуровки или просто любые игрушки, которые можно
расстегивать и застегивать. Играя в эти игры, ребенок развивает мелкую моторику
рук и ему будет легче справиться со своей одеждой. Девочки свои первые навыки
одевания могут освоить на куклах с их кукольными одежками.
Можно
поиграть с ребенком в разные игры, которые помогут ему научиться одеваться. Например,
пусть штанины брюк станут туннелями, а ноги малыша- паровозиками. Предложите
своему крохе «заехать паровозиками в туннели». Девочки, да и мальчики тоже, с
удовольствием играют в «показ мод» или «фотосессию» — это отличный повод для
обучения самостоятельному одеванию.
Примеру
взрослых дети с удовольствием подражают. Попробуйте устроить соревнования
«наперегонки»: кто быстрее оденется.
Подсказывайте
ребенку, что за чем надевать. Для многих детей запомнить последовательность
одевания вещей может быть проблемой. Вы можете вместе с малышом изготовить
плакат, на котором разместить изображения одежды в правильной
последовательности. Это поможет ребенку быстрее запомнить. Кроме того, чтобы
ребенок не перепутал где перед, а где спинка одежды, выбирайте одежду с
кармашками или аппликациями спереди, так ребенку будет легче ориентироваться.