07.03.2020
СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ
РАЗВИТИЕ: Ребенок 4–5 лет социальные нормы и правила поведения всё ещё не
осознаёт, однако у него уже начинают складываться обобщённые представления о
том, как надо (не надо) себя вести.
Ребенок
может по собственной инициативе убирать игрушки, выполнять простые трудовые
обязанности, доводить дело до конца. Тем не менее, следование таким правилам
часто бывает неустойчивым – малыш легко отвлекается на то, что им более
интересно, а бывает, что ребёнок хорошо себя ведёт только в присутствии
наиболее значимых для него людей. Дети хорошо выделяют несоответствие нормам и
правилам не только в поведении другого, но и в своём собственном и эмоционально
его переживают, что повышает их возможности регулировать поведение.
В
5 лет интенсивно развивается память ребёнка — он может запомнить уже 5-6
предметов (из 10-15), Появляется сосредоточенность на своём самочувствии,
ребёнка начинает волновать тема собственного здоровья. К 4-5 годам ребёнок
способен элементарно охарактеризовать своё самочувствие, привлечь внимание
взрослого в случае недомогания.
Поведение
ребёнка 4-5 лет не столь импульсивно и непосредственно, как в 3-4 года, хотя в
некоторых ситуациях ему всё ещё требуется напоминание взрослого или сверстников
о необходимости придерживаться тех или иных норм и правил.
В
этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в
общении со взрослыми и сверстниками. У детей наблюдается потребность в уважении
взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребёнок реагирует
повышенной обидчивостью. Общение со сверстниками по-прежнему тесно переплетено
с другими видами детской деятельности (игрой, трудом и т.п.), однако уже
отмечаются и ситуации чистого общения.
В
этом возрасте у детей появляются представления о том, как положено себя вести
девочкам, и как – мальчикам («Я мальчик, я ношу брючки, а не платьица, у меня
короткая причёска»), о половой принадлежности людей разного возраста (мальчик —
сын, внук, брат, отец, мужчина; девочка — дочь, внучка, сестра, мать, женщина).
К 5 годам дети имеют представления об особенностях наиболее распространённых
мужских и женских профессий, о видах отдыха, специфике поведения в общении с
другими людьми, об отдельных женских и мужских качествах, умеют распознавать и
оценивать эмоциональные состояния и поступки взрослых людей разного пола.
При
организации безопасной жизнедеятельности ребенка взрослому следует учитывать несформированность
волевых процессов, зависимость поведения ребёнка от эмоций, доминирование
эгоцентрической позиции в мышлении и поведении.
ИГРОВАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Дети 4-5 лет продолжают проигрывать действия с предметами, в
соответствии с реальной действительностью: ребёнок сначала режет хлеб и только
потом ставит его на стол перед куклами. В игре дети называют свои роли,
понимают условность принятых ролей. Происходит разделение игровых и реальных
взаимоотношений. В процессе игры роли могут меняться.
В
4-5 лет сверстники становятся для ребёнка более привлекательными и
предпочитаемыми партнёрами по игре, чем взрослый. В общую игру вовлекается от
двух до пяти детей, а продолжительность совместных игр составляет в среднем
15-20 мин, в отдельных случаях может достигать и 40-50 мин.
Дети
этого возраста становятся более избирательными во взаимоотношениях и общении: у
них есть постоянные партнёры по играм (хотя в течение года они могут и
поменяться несколько раз), всё более ярко проявляется предпочтение к играм с детьми
одного пола. Правда, ребёнок ещё не относится к другому ребёнку как к равному
партнеру по игре. Постепенно усложняются реплики персонажей, дети ориентируются
на ролевые высказывания друг друга. При разрешении конфликтов в игре дети всё
чаще стараются договориться с партнёром, объяснить свои желания, а не настоять
на своём.
ОБЩАЯ
МОТОРИКА: В 4-5 лет дети умеют перешагивать через рейки гимнастической
лестницы, горизонтально расположенной на опорах (на высоте 20 см от пола),
держа руки на поясе; подбрасывать мяч вверх и ловить его двумя руками (не менее
трёх-четырёх раз подряд в удобном для ребёнка темпе).
Дети
с удовольствием нанизывают бусины средней величины (или пуговицы) на толстую
леску (или тонкий шнурок с жёстким наконечником).
ПСИХИЧЕСКОЕ
РАЗВИТИЕ: Восприятие: к 5 годам дети, как правило, уже хорошо владеют
представлениями об основных цветах, геометрических формах и отношениях величин.
Ребёнок уже может целенаправленно наблюдать, рассматривать и искать предметы в
окружающем его пространстве. При обследовании несложных предметов он способен
придерживаться определённой последовательности: выделять основные части,
определять их цвет, форму и величину, а затем — дополнительные части.
Восприятие в этом возрасте постепенно становится осмысленным, целенаправленным
и анализирующим.
В
среднем дошкольном возрасте связь мышления и действий сохраняется, но уже не
является такой непосредственной, как раньше. Во многих случаях не требуется
практического манипулирования с объектом, но во всех случаях ребёнку необходимо
отчётливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Мышление детей 4-5
лет протекает в форме наглядных образов, следуя за восприятием.
К
5 годам внимание становится всё более устойчивым (занимается интересной
деятельностью в течение 15-20 минут) — если ребёнок пошёл за мячом, то уже не
будет отвлекаться на другие интересные предметы. Важным показателем развития
внимания является то, что к 5 годам в деятельности ребёнка появляется действие
по правилу. Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с
правилами: настольные (лото, детское домино) и подвижные (прятки, салочки).
В
возрасте 4-5 лет преобладает воображение, воссоздающее образы, которые
описываются в стихах, рассказах взрослого, встречаются в мультфильмах и т. д.
Особенности образов воображения зависят от опыта ребёнка: в них часто
смешивается реальное и сказочное, фантастическое. Однако образы у ребёнка 4-5
лет разрозненны и зависят от меняющихся внешних условий. Детские сочинения в
основном не имеют еще определенной цели и строятся без какого-либо
предварительного замысла.
Взрослому
необходимо понимать, что воображение помогает ребёнку познавать окружающий мир,
переходить от известного к неизвестному. Развитие воображения происходит в
игре, рисовании, конструировании.
Дети
среднего дошкольного возраста свободно ведут счет в пределах 5, видят
геометрические фигуры в окружающих предметах. Правильно называют времена года,
части суток. Различают правую и левую руку.
РЕЧЕВОЕ
РАЗВИТИЕ: Для установления отношений в словаре детей появляются слова и
выражения, отражающие нравственные представления: слова участия, сочувствия,
сострадания. Стремясь привлечь внимание сверстника, ребёнок учится использовать
средства интонационной речевой выразительности: регулировать силу голоса, интонацию,
ритм, темп речи в зависимости от ситуации общения. В процессе общения со
взрослыми дети используют правила речевого этикета: слова приветствия,
прощания, благодарности, вежливой просьбы, утешения, сопереживания и
сочувствия.
К
5 годам в большинстве своём дети начинают правильно произносить звуки родного
языка. Продолжается процесс творческого изменения родной речи, придумывания
новых слов и выражений. В речь детей входят приемы художественного языка:
эпитеты, сравнения. Особый интерес вызывают рифмы, простейшие из которых дети
легко запоминают, а затем сочиняют подобные.
Речь
становится более связной и последовательной. С помощью взрослого дети могут
пересказывать короткие литературные произведения, рассказывать по картинке,
описывать игрушку, передавать своими словами впечатления из личного опыта.
Возможность устанавливать причинно-следственные связи отражается в детских
ответах в форме сложноподчиненных предложений.
В
возрасте 4-5 лет дети использует обобщающие слова (мебель, посуда, транспорт и
др.), объединяя предметы в видовые категории, называют различия между
предметами близких видов: куртка и пальто, платье и сарафан, жилет и кофта;
называет животных и их детенышей, профессии людей, части предметов.
Если
взрослые постоянно читают дошкольникам детские книжки, чтение может стать
устойчивой потребностью. Дети охотно отвечают на вопросы, связанные с анализом
произведения, дают объяснения поступкам героев. Значительную роль в накоплении
читательского опыта играют иллюстрации. В возрасте 4-5 лет дети способны долго
рассматривать книгу, рассказывать по картинке о её содержании. Любимую книгу
они легко находят среди других, могут запомнить название произведения, автора,
однако быстро забывают их и подменяют хорошо известными. Они стремятся
перенести книжные ситуации в жизнь, подражают героям произведений, с
удовольствием играют в ролевые игры, основанные на сюжетах сказок, рассказов.
Дети зачастую придумывают собственные сюжетные повороты. Свои предложения они
вносят и при инсценировке отдельных отрывков прочитанных произведений.
В
МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ И ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ дети эмоционально
откликаются на художественные произведения, в которых переданы различные
эмоциональные состояния людей, животных.
Активнее
проявляется интерес к музыке, разным видам музыкальной деятельности. Дети
эмоционально откликаются на звучание музыкального произведения, говорят о
характере музыкальных образов, средствах музыкальной выразительности, соотнося
их с жизненным опытом. Музыкальная память позволяет детям запоминать, узнавать
и даже называть любимые мелодии.
Развитию
исполнительской деятельности способствует формирование мотивации (спеть песню,
станцевать танец, сыграть на детском музыкальном инструменте, воспроизвести
простой ритмический рисунок). Дети делают первые попытки творчества: создать
танец, импровизировать несложные ритмы марша и др. На формирование музыкального
вкуса и интереса к музыкальной деятельности в целом активно влияют установки
взрослых.
К
4 годам в рисунках появляются детали. Замысел детского рисунка может меняться
по ходу изображения. Дети владеют простейшими техническими умениями и навыками:
насыщают ворс кисти краской, промывают кисть по окончании работы, используют
цвет для украшения рисунка. Изменяется композиция рисунков: от хаотичного
расположения штрихов, мазков, форм дети располагают предметы ритмично в ряд,
повторяя изображения по нескольку раз. Рисует прямые горизонтальные и
вертикальные линии, раскрашивает простые формы. Схематично рисует дом,
человека, дерево.
В
процессе лепки дети могут раскатывать пластические материалы круговыми и
прямыми движениями ладоней рук, соединять готовые части друг с другом, украшать
вылепленные предметы, используя стеку.
Конструирование
начинает носить характер целенаправленной деятельности (от замысла к поиску
способов её исполнения). Они могут изготавливать поделки из бумаги, природного
материала; начинают овладевать техникой работы с ножницами; составляют
композиции из готовых и самостоятельно вырезанных простых форм.
ТРУДОВАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: В среднем дошкольном возрасте активно развиваются такие
компоненты детского труда, как целеполагание и контрольно-проверочные действия.
Это значительно повышает качество самообслуживания, позволяет детям осваивать
хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.
В
этом возрасте детьми хорошо освоен алгоритм процессов умывания, одевания,
купания, приёма пищи, уборки помещения. Дошкольники знают и используют по
назначению атрибуты, сопровождающие эти процессы: мыло, полотенце, носовой
платок, салфетку, столовые приборы. Уровень освоения культурно-гигиенических
навыков таков, что дети свободно переносят их в сюжетно-ролевую игру.
ВНИМАНИЕ
– ЭТО ВАЖНО!
4-5
лет — важный период для развития детской любознательности. Дети активно
стремятся к интеллектуальному общению со взрослыми, что проявляется в
многочисленных вопросах (почему? зачем? для чего?), стремятся получить новую
информацию познавательного характера. Не «отмахивайтесь» от детских вопросов,
ведь любознательный малыш активно осваивает окружающий его мир предметов и вещей,
мир человеческих отношений.