07.03.2020
В
старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной,
нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Ребенок пяти лет становится
все более активным в познании. Он познает мир, окружающих его людей и себя, что
позволяет ему выработать собственный стиль деятельности, основанный на его
особенностях и облегчающий социализацию.
Взаимодействие
взрослых с детьми является важным условием формирования самостоятельности.
Повышается
общий уровень физической выносливости, но повышенная физическая активность,
эмоциональная возбудимость и импульсивность детей этого возраста зачастую
приводят к тому, что ребенок быстро утомляется.
Более
совершенной становится крупная моторика. Развитие мелкой моторики помогает
освоить навыки самообслуживания: ребенок самостоятельно одевается, раздевается,
завязывает шнурки.
Успех
в освоении основных движений во многом обусловлен уровнем развития двигательных
навыков, которые значительно быстрее формируются при многократном повторении
упражнений с незначительными перерывами.
Закрепление
навыков основных движений успешно осуществляется в подвижных играх и эстафетах
(при условии предварительной отработки движений) в группе и на прогулке.
Взрослый, находясь рядом с детьми, следит за безопасностью, заботится о смене
двигательной активности, при необходимости организует вместе с детьми
пространство для подвижных игр.
В
старшем дошкольном возрасте возрастают возможности памяти, возникает намеренное
запоминание в целях последующего воспроизведения материала, более устойчивым
становится внимание. Происходит развитие всех познавательных психических
процессов. У детей снижаются пороги ощущений. Повышаются острота зрения и
точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух.
Восприятие.
В 5-6 лет продолжает развиваться, совершенствуется восприятие цвета, формы,
величины. Ребенок легко выстраивает в ряд по возрастанию и убыванию до 10
различных предметов, рисует в тетради в клетку геометрические фигуры; выделяет
в предметах детали, похожие на эти фигуры; ориентируется на листе бумаги. Он
способен воспринимать и классическую музыку. Количество одновременно
воспринимаемых объектов – не более двух.
Подача
обучающего материала, как и в среднем дошкольном возрасте, должна быть
направлена на активное восприятие его ребенком. Ориентация в пространстве пока
может вызывать затруднения. Не совершенно пока и освоение времени.
Память.
Объем памяти изменяется несущественно. Улучшается ее устойчивость. Появляются
произвольные формы психической активности, элементы ее произвольности.
Возможно, как непроизвольное, так и произвольное запоминание, однако пока
преобладает непроизвольная память.
Внимание.
Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Но устойчивость пока
невелика (достигает 10-15 минут) и зависит от индивидуальных особенностей
ребенка и условий обучения.
Вместе
со взрослыми ребенок может заниматься не очень привлекательным, но нужным делом
в течение 20-25 минут. Помимо устойчивости внимания, развивается
переключаемость и распределение внимания.
Мышление.
По мнению Л.А. Венгера, в старшем дошкольном возрасте возникают первые попытки
иерархии понятий, зачатки дедуктивного мышления, перелом в понимании
причинности. Более высокий уровень обобщения, способность к планированию
собственной деятельности, умение работать по схеме (в конструировании, в
рассказывании) – характерные особенности ребенка 5-6 лет.
В
5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое
позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных
наглядных средств (схем, чертежей и пр.) К наглядно-действенному мышлению дети
прибегают для выявления необходимых связей.
Развивается
прогностическая функция мышления, что позволяет ребенку видеть перспективу
событий, предвидеть близкие и отдаленные последствия собственных действий и
поступков.
Способность
ребенка 5-6 лет к обобщениям становится основой для развития
словесно-логического мышления. Старшие дошкольники при группировании объектов
могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.
Дети
старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные
объяснения, если анализируемые отношения входят в их наглядный опыт.
РЕЧЬ.
Речь, согласно мнению Л.С. Выготского, начинает выполнять основную нагрузку в
регуляции поведения и деятельности детей, возникает способность решать задачи в
умственном плане.
Благодаря
активно развивающейся памяти для ребенка 5-6 лет становится доступным чтение с
продолжением.
В
возрасте 5-6 лет продолжает совершенствоваться звуковая сторона речи.
Развивается фонематический слух, интонационная выразительность при чтении
стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется
грамматический строй речи, богаче становится лексика: активно используются
синонимы и антонимы. Развивается связная речь.
ВООБРАЖЕНИЕ.
Развитие воображения позволяет детям этого возраста сочинять сказки,
оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.
Развивается
продуктивное воображение, способность воспринимать и воображать себе на основе
словесного описания различные миры: космос, космические путешествия,
пришельцев, замок принцессы, волшебников и т.д. Эти достижения находят
воплощение в детских играх, театральной деятельности, в рисунках, детских
рассказах. В рисунках все больше мелких второстепенных деталей (шляпа на
голове, одежда, обувь; у машины фары, руль). Рисунки уже наполнены содержанием,
они отражают реальный и волшебный мир.
Развивается
и сюжетно-ролевая игра: в ее процессе ребенок фантазирует, проявляет смекалку,
он уже предпочитает быть положительным героем, так как игра отражает реальные
социальные роли.
К
пяти-шести годам эти контакты завершаются образованием групп — детских игровых
объединений с непостоянным составом. В деятельности и общении детей становятся
все более заметными индивидуальные и половые различия.
Детские
игровые объединения имеют непостоянный состав, который определяется, как
правило, содержанием игры. В 5 лет формируются микрогруппы по 4-6 человек, в
основном одного пола, и только 8 % из них – смешанные.
Возрастающая
потребность старших дошкольников в общении со сверстниками, в совместных играх
и деятельности приводит к возникновению детского сообщества. Развивается
система межличностных отношений, взаимных симпатий и привязанностей. Дети чаще
играют со сверстниками небольшими группами от двух до пяти человек. Они
становятся избирательны во взаимоотношениях и общении.
Под
влиянием педагога более активно проявляется интерес к сотрудничеству, к
совместному решению общей задачи. Дети стремятся договариваться между собой для
достижения конечной цели.
Интерес
старших дошкольников к общению со взрослыми не ослабевает. Равноправное общение
со взрослым поднимает ребенка в своих глазах, помогает почувствовать свое
взросление и компетентность.
В
качестве ведущей деятельности ребенка выступает сюжетно-ролевая игра, основным
назначением которой, с точки зрения формирования субъекта деятельности и
общения, является воспроизведение и интериоризация важнейших конвенциональных
ролей взрослых данной культуры и отработка навыков формального и неформального
общения.
У
детей этого возраста формируется способность управлять своим поведением в связи
с ситуациями морального выбора, преобладание мотивов рассудочного характера над
импульсивным, возникает потребность отделить себя от внешнего мира.
Дети
в своих играх проявляют творчество сюжетосложения. Они воображают себя и свои
действия в придуманных ими обстоятельствах. Тем самым дети создают образ себя
(часто весьма далекий от истинных объективных характеристик). Свое отношение к
действительности ребенок выражает к 5 годам в рисунках, постройках, позах и
движениях.
Возраст
5-6 лет характеризуется «взрывом» всех проявлений дошкольника, адресованных
сверстнику, особенно в плане интенсивности общения. Именно в дошкольный период
формируются основные эмоциональные новообразования, выступающие неким
результатом взаимодействия эмоциональных и познавательных компонентов развития
личности.
Главное
эмоциональное новообразование этого периода — становление процесса произвольной
эмоциональной регуляции. Постепенно, согласно концепции Л.С. Выготского,
происходит интеллектуализация детских чувств. Видоизменяются и формы выражения
чувств.