07.03.2020
В
жизни ребенка, пожалуй, нет больше ни одного момента, когда бы так резко и
кардинально менялась его жизнь, как при поступлении в школу. Провожая малыша в
первый класс, родители почему-то думают, что он автоматически переходит в
другую возрастную категорию. В одной известной песенке поется «называли тебя
дошколенком, а теперь первоклашкой зовут». Зовут-то, конечно, зовут, но
потребуется не один день и даже не одна неделя, прежде чем ребенок поймет, что
такое быть школьником. И от поведения родителей во многом зависит, к каким
выводам он придет.
Знание
основных возрастных особенностей детей 6-7 лет позволит не только трезво
оценить уровень готовности ребенка к школьному обучению, но и соотнести его
реальные умения с его потенциальными возможностями.
СОЦИАЛЬНОЕ
РАЗВИТИЕ
·
дети 6 лет уже умеют общаться со сверстниками и взрослыми, знают основные
правила общения;
·
хорошо ориентируются не только в знакомой, но и в незнакомой обстановке;
·
способны управлять своим поведением (знают границы дозволенного, но нередко
экспериментируют, проверяя, нельзя ли расширить эти границы);
·
стремятся быть хорошими, первыми, очень огорчаются при неудаче:
·
тонко реагируют на изменение отношения, настроения взрослых.
ОРГАНИЗАЦИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
·
дети шестилетнего возраста способны воспринимать инструкцию и по ней выполнять
задание, но даже если поставлены цель и четкая задача действий, то они все еще
нуждаются в организующей помощи,
·
они могут планировать свою деятельность, а не действовать хаотично, методом
проб и ошибок, однако алгоритм сложного последовательного действия
самостоятельно выработать еще не могут,
·
ребята способны сосредоточенно, без отвлечения работать по инструкции 10-15
минут, затем им требуется небольшой отдых или изменение вида деятельности,
·
они способны оценить в общем качество своей работы, при этом ориентированы на
положительную оценку и нуждаются в ней,
·
способны самостоятельно исправить ошибки и вносить коррекцию по ходу
деятельности.
РЕЧЕВОЕ
РАЗВИТИЕ:
·
дети способны правильно произносить все звуки родного языка,
·
способны к простейшему звуковому анализу слов,
·
обладают хорошим словарным запасом (3,5 – 7 тысяч слов).
·
грамматически правильно строят предложения,
·
умеют самостоятельно пересказать знакомую сказку или составить рассказ по
картинкам и любят это делать,
·
свободно общаются со взрослыми и сверстниками (отвечают на вопросы, задают
вопросы, умеют выражать свою мысль,
·
способны передавать интонацией различные чувства, речь богата интонационно,
·
способны использовать все союзы и приставки, обобщающие слова, придаточные
предложения
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ
РАЗВИТИЕ:
·
дети шестилетнего возраста способны к систематизации, классификации и
группировке процессов, явлений, предметов, к анализу простых
причинно-следственных связей,
·
они проявляют самостоятельный интерес к животным, к природным объектам и
явлениям, наблюдательны, задают много вопросов,
·
с удовольствием воспринимают любую новую информацию,
·
имеют элементарный запас сведений и знаний об окружающем мире, быте, жизни.
РАЗВИТИЕ
ВНИМАНИЯ:
·
шестилетки способны к произвольному вниманию, одна ко устойчивость его еще не
велика (10—15 минут) и зависит от условий и индивидуальных особенностей
ребенка.
РАЗВИТИЕ
ПАМЯТИ И ОБЪЕМА ВНИМАНИЯ:
·
количество одновременно воспринимаемых объектов не велико (1 – 2),
·
преобладает непроизвольная память, продуктивность непроизвольной памяти резко
повышается при активном восприятии,
·
дети способны к произвольному запоминанию (умеют принять и самостоятельно
поставить задачу и проконтролировать ее выполнение при запоминании как
наглядного, так и словесного материала; значительно легче запоминают наглядные
образы, чем словесные рассуждения),
·
способны овладеть приемами логического запоминания (смысловое соотнесение и
смысловая группировка),не способны быстро и четко переключать внимание с одного
объекта, вида деятельности и т. п. на другой.
РАЗВИТИЕ
МЫШЛЕНИЯ:
·
наиболее характерно наглядно-образное и действенно-образное мышление,
·
доступна логическая форма мышления.
ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЕ
ВОСПРИЯТИЕ:
·
способны различать расположение фигур, деталей в пространстве и на плоскости
(над — под, на — за, перед — возле, сверху — внизу, справа — слева и т. п.);
·
способны определять и различать простые геометрические фигуры (круг, овал,
квадрат, ромб и т. п.),
·
способны различать и выделять буквы и цифры, написанные разным шрифтом;
·
способны мысленно находить часть от целой фигуры, достраивать фигуры по схеме,
конструировать фигуры (конструкции) из деталей.
ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНЫЕ
КООРДИНАЦИИ:
·
способны срисовывать простые геометрические фигуры, пересекающиеся линии,
буквы, цифры с соблюдением размеров, пропорций, соотношения штрихов. Однако,
здесь еще много индивидуального: то, что удается одному ребенку, может вызвать
трудности у другого.
СЛУХО-МОТОРНЫЕ
КООРДИНАЦИИ:
·
способны различать и воспроизводить несложный ритмический рисунок;
·
способны выполнять под музыку ритмичные (танцевальные) движения.
ДВИГАТЕЛЬНАЯ
АКТИВНОСТЬ:
·
дети уверенно владеют элементами техники всех бытовых движений;
·
способны к самостоятельным, точным, ловким движениям, производимым под музыку в
группе детей;
·
способны освоить и правильно реализовать сложнокоординированные действия при
ходьбе на лыжах, катании на коньках, велосипеде и т. п.;
·
способны выполнять сложнокоординированные гимнастические упражнения, способны к
координированным движениям пальцев, кисти руки при выполнении бытовых действий,
при работе с конструктором, мозаикой, при вязании и т. п.,
·
способны к выполнению простых графических движений (вертикальных, горизонтальных
линий, овалов, кругов и т. п.);
·
способны овладеть игрой на различных музыкальных инструментах.
ЛИЧНОСТНОЕ
РАЗВИТИЕ, САМОСОЗНАНИЕ, САМООЦЕНКА:
·
способны осознавать свое положение в системе отношений со взрослыми и
сверстниками, стремятся соответствовать требованиям взрослых, стремятся к
достижениям в тех видах деятельности, которые они выполняют;
·
самооценка в разных видах деятельности может существенно отличаться,
·
не способны к адекватной самооценке. Она в значительной степени зависит от оценки
взрослых (педагога, воспитателей, родителей).
МОТИВЫ
ПОВЕДЕНИЯ:
·
интерес к новым видам деятельности;
·
интерес к миру взрослых, стремление быть похожим на них;
·
проявляют познавательные интересы;
·
устанавливают и сохраняют положительные взаимоотношения со взрослыми и
сверстниками.
ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ:
·
способны к волевой регуляции поведения (на основе внутренних побуждений и
установленных правил),
·
способны проявить настойчивость, преодолевать трудности.
Как
мы видим, различные сферы шестилетки развиты неодинаково и требовать от ребенка
соответствовать тем или иным собственным представлениям, по меньшей мере,
неосмотрительно. Кроме того, у каждого ребенка свой собственный индивидуальный
темп деятельности и развития и то, что удается одному ребенку, совсем не
обязательно будет получаться у другого.
В
ваших силах внушить малышу волю к победе. Не обзывайте малыша смешным
прозвищем, если он что-то плохо делает, почаще хвалите малыша за любую победу и
не акцентируйте внимание на неудачах.