07.03.2020
Каждую минуту общения с ребенком можно превратить в увлекательную игру,
которая будет способствовать не только развитию речи детей, но формированию
личности ребенка, его морально-волевых качеств, а также станет своеобразным
мостиком от мира детей к миру взрослых.
На этой страничке я
подобрала самые разные игры по нескольким направлениям и видам игр.
Жмите на название вида или
на кнопку, знакомьтесь с условиями игры и ….. вперёд приступайте к игре!
Играйте с ребёнком на
равных, поощряйте его ответы, радуйтесь успехам и маленьким победам! Желаем
удачи!
Игры по дороге в детский сад
«Кто
самый внимательный».
Можно предложить ребенку посоревноваться на внимательность. Называется
предмет, который встретился на пути, параллельно выделяется отличительный
признак этого предмета. Например: «Я увидел горку, она высокая» или «Я увидел
машину, она большая» и т.д. Можно предложить и такое задание: посоревноваться с
ребенком в подборе признаков к одному предмету. Выигрывает, назвавший больше
слов. Выполняя такие упражнения, дети учатся согласовывать прилагательные с
существительными.
«Весёлый
счет».
При проведении этой игры не только закрепляется правильное употребление
падежных форм существительных, но и умение вести счет. Необходимо только
именовать каждое число при пересчете предметов: например, одно дерево, два
дерева, три дерева и т.д., и следить за четким проговариванием падежных
окончаний числительных и существительных.
«Рыба,
птица, зверь».
На слово взрослого «рыба» ребенок должен перечислить виды рыб и наоборот, если
взрослый перечисляет и называет, к примеру, окунь, щука, сазан, ребенок должен
быстро назвать обобщающее слово.
«Что
(кто) бывает зеленым (веселым, быстрым …)?»
На конкретный вопрос типа: «Что бывает зеленым?» необходимо получить как
можно больше разнообразных ответов: трава, листья, крокодил, лента и т.д.
«Отгадай
предмет по паре других».
Взрослый называет пару предметов, действий, образов, а ребенок отгадывает:
папа, мама – это семья, мясо, лук-это котлеты, торт, свечи - это праздник и
т.д. Мир детского сознания состоит из одних вопросов. Им все интересно. Важно
использовать такие ситуации для совершенствования речи детей.
«Я дарю
тебе словечко».
Взрослый и ребенок по очереди дарят друг другу словечко, объясняя его
значение, при этом ребенок может называть знакомое ему слово, а взрослый -
незнакомое для ребенка слово и не просто объясняют значение этого слова. Но и
составляют с ним предложение. В ходе таких упражнений обогащается словарный
запас ребенка, развивается связная речь.
«Живое
предложение».
Можно играть всей семьей. Совместно составляется предложение из трех,
четырех слов, в зависимости от количества членов семьи. За каждым играющим
закрепляется одно слово из предложения. По сигналу все должны стать в одну
шеренгу и прочесть предложение, которое получилось. Игру можно проводить
несколько раз, при этом важным условием является то, что каждый раз играющие
должны становиться в другом порядке, тогда предложения будут звучать
по-разному. Например, задумано предложение «Весной расцвели голубые
подснежники». В ходе игры предложение может звучать так: «Расцвели голубые
подснежники весной» или «Голубые подснежники весной расцвели». Каждый раз,
когда получается новое предложение, нужно дать возможность ребенку «прочитать»
его. Такая игра способствует развитию интонационной выразительности речи, а
также помогает сформировать у ребенка память, внимание.
«Задом
наперед».
Взрослые и ребенок вместе рассказывают сюжет хорошо известной сказки,
рассказа, начиная с конца.
«Интеллектуальный
теннис».
Ребенок называет слово и быстро передает (бросает) теннисный мяч взрослому,
с тем чтобы он придумал к слову определение, например: море - синее; солнце -
яркое; дождь - грибной.
Одним из условий нормального развития ребенка и его успешного в дальнейшем
обучения в школе является правильное формирование речи в дошкольном возрасте.
Любое, даже незначительное нарушение отражается на поведении ребенка, на его
деятельности. Необходимо работать над развитием всех сторон речи, решая задачи
формирования правильного произношения, развития грамматически правильной,
связной речи.
Предлагаем
Вашему вниманию игры, которые помогут Вашему ребёнку подружиться со
словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, активизировать
речь. Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи, они не
требуют много времени, в них можно играть в выходные дни, в будние дни по
вечерам, по дороге домой из школы, на прогулках.
Лучше
развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх.
Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им
приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой
форме. Игровые действия в играх и упражнениях всегда включают в себя обучающую
задачу. Решение этой задачи является для каждого ребенка важным условием
личного успеха в игре.
Игры
на активизацию словаря:
1.
Игра «Кто или что может это делать?»
Взрослый
называет действие, а ребенок подбирает предметы. Например, слово идет, ребенок
подбирает девочка идет, мальчик идет, кошка идет, снег идет и т. д. Подберите
слова к глаголам стоит, сидит, лежит, бежит, плавает, спит, ползает, качается,
летает, плавает,…
2.
«Отгадай, что это»
Отгадывание
обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще
всего находится предмет, называемый этим словом. Например:
Растут
на грядке в огороде, используются в пищу (овощи).
Растут
на дереве в саду, очень вкусные и сладкие.
Движется
по дорогам, по воде, по воздуху.
3.
Игра «Что для чего»
Взрослый
предлагает вспомнить, где хранятся эти предметы.
хлеб
– в хлебнице,
сахар
– в сахарнице,
конфеты
– в конфетнице,
мыло
– в мыльнице,
перец
- в перечнице,
салат
– в салатнице, суп – в супнице,
соус
- в соуснице и т. д.
4.
Игра «Как можно…»
Взрослый
спрашивает: «Как можно играть?» Ребенок отвечает: «Весело, интересно, громко,
дружно…» Другие вопросы: - Как можно плакать? (Громко, тихо, жалобно, горько…)
- Как можно мыть посуду? (Хорошо, плохо, чисто, быстро…) - Как можно пахнуть?
(Приятно, вкусно, аппетитно, нежно…) - Как можно быть одетым? (Аккуратно,
небрежно, модно…) - Как можно смотреть? (Ласково, зло, внимательно…)
5.
«Угощаю»
Предлагаете
вспомнить вкусные слова: - Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга.
Ребенок называет «вкусное слово» и «кладет» вам на ладонь, затем вы ему и так
до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в
«кислые»,
«соленые», «горькие» слова.
6. «Ищем слова»
Какие
слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? И пр.
7. «Опиши предмет»
Ребенок
берет любой предмет и подбирает как можно больше слов, подходящих к этому
предмету. Например: яблоко (какое?) красное, кислое, круглое, твердое и т.д.
Игры
на речевые обобщения:
1.
«Назови лишнее слово»
Взрослый
называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить,
почему это слово «лишнее».
-
«Лишнее» слово среди имен существительных:
кукла,
песок, юла, ведерко, мяч;
стол,
шкаф, ковер, кресло, диван;
пальто,
шапка, шарф, сапоги, шляпа;
слива,
яблоко, помидор, абрикос, груша;
волк,
собака, рысь, лиса, заяц;
лошадь,
корова, олень, баран, свинья;
роза,
тюльпан, фасоль, василек, мак;
зима,
апрель, весна, осень, лето;
мама,
подруга, папа, сын, бабушка.
-
«Лишнее» слово среди имен прилагательных:
грустный,
печальный, унылый, глубокий;
храбрый,
звонкий, смелый, отважный;
желтый,
красный, сильный, зеленый;
слабый,
ломкий, долгий, хрупкий;
крепкий,
далекий, прочный, надежный;
смелый,
храбрый, отважный, злой, решительный;
глубокий,
мелкий, высокий, светлый, низкий.
-
«Лишнее» слово среди глаголов:
думать,
ехать, размышлять, соображать;
бросился,
слушал, ринулся, помчался;
приехал,
прибыл, убежал, прискакал;
пришел,
явился, смотрел;
выбежал,
вошел, вылетел, выскочил.
2.
Игра «Найди дерево» (выделение признаков деревьев: общая
форма, расположение ветвей, цвет и внешний вид коры)
Рассмотреть
и научиться рассказывать о деревьях и кустарниках, которые встречаются по
дороге в детский сад.
Игры
на развитие звукового анализа и синтеза:
1.
Игра «Цепочка слов»
Взрослый
и ребенок по очереди называют любые слова
Например:
кошка – автобус – сок – куст – танк – капуста - ...
2.
«Придумай слово»
Ребенок
должен придумать слово на заданный звук. Например: на звук Ж: жук, жилет,
джинсы, желудь, уж и т. д.
Игры
на развитие грамматического строя речи:
1.
Игра «Веселый счет»
Вокруг
много одинаковых предметов. Какие ты можешь назвать? (дома, деревья, листья,
лужи, сугробы, столбы, окна..) Давай их посчитаем. Один кирпичный дом, два
кирпичных дома, три кирпичных дома, четыре кирпичных дома, пять кирпичных домов
и т. д. (Каждый день можно подобрать разные определения к одному слову.
Например: кирпичный дом, высокий дом, красивый дом, многоэтажный дом, знакомый
дом…)
2.
Игра «Подружи слова»
Листья
падают – листопад, снег падает – снегопад, вода падает – водопад, сам летает –
самолет, пыль сосет – пылесос,
3.
Игра «Все сделал»
Скажи,
как будто ты уже все сделал (сделала). мыл – вымыл, вешает – повесил, одевается
– оделся, прячется – спрятался, гладит – погладил, стирает - постирал рисует –
нарисовал, пишет – написал, поливает – полил, ловит – поймал, чинит – починил,
красит – покрасил, убирает – убрал, строит – построил
4.
Игра « Ты идешь, и я иду»
Ты
выходишь, и я выхожу, ты обходишь, и я обхожу и т. д. (подходить, заходить,
переходить…) Можно по аналогии использовать глаголы ехать, лететь.
5.
«Приготовим сок»
«Из
яблок сок (какой?) - яблочный; из груш… (грушевый); из вишни… (вишневый)» и т.
д. А потом наоборот: апельсиновый сок из чего?» и т. д.
6.
«Один - много»
«Яблоко
– много чего? (яблок); Помидор – много чего? (помидоров)» и т. д.
7.
«Чей,
чья, чьё»
Образование
притяжательных прилагательных. «Уши собаки - (чьи уши?) собачьи уши; хвост
кошки – кошачий» и т. д.
8. «Упрямые слова»
Расскажите,
что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются: кофе, платье,
какао, кино, пианино, метро. «Я надеваю пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня
тепло, и все надели пальто» и т. д.
Игры
на развитие связной речи:
1.
Игра «Что на что похоже»
Ребенку
предлагается подобрать похожие слова (сравнения)
Белый
снег похож на…(что?)
Синий лед похож на…
Густой
туман похож на…
Чистый
дождь похож на…
Блестящая
на солнце паутина похожа на…
День
похож на…
2.
Потому что…
Включение
в речь союзов и предлогов делает речь плавной, логичной, цельной. Развивайте
эту способность у ребёнка, рассуждая и отвечая на вопросы:
Я
мою руки потому, что… Почему ты идёшь спать? и т. д.
3.
Кем (чем) был?
Взрослый
называет ребёнку явления, предметы, животных и т. д., а ребёнок должен сказать,
кем (чем) они были раньше.
Корова
была телёнком
Бабочка
была гусеницей
Курица
была цыплёнком, а цыплёнок – яйцом
Лёд
был водой и т. д.
4.
Игра "Что мы видим во дворе?"
Вместе
с ребенком посмотрите в окно. Поиграйте в игру "Кто больше увидит".
По очереди перечисляйте то, что видно из вашего окна. Описывайте все увиденное
в деталях. Например: "Я вижу дом. Возле дома стоит дерево. Оно высокое и
толстое, у него много веток, а на ветках листочки".