07.03.2020
Задачи трудового воспитания ребенка
настолько разносторонни, что для их успешного решения необходимо тесное
сотрудничество и взаимодействие семьи и дошкольного учреждения, родителей и
воспитателей.
Одним из путей духовного обогащения
личности ребенка является ознакомление с трудом взрослых.
Именно в дошкольном возрасте
формируется интерес к труду и желание делать полезное дело. Поэтому так важно,
чтобы в этот период ребенок перевоплощался в строителя, учителя, доктора,
архитектора … И, пожалуй, наилучший тот врач, который еще в детстве заботливо
лечил котенка, птенца или дерево.
Открывая детям мир взрослых
профессий, желательно формировать полноценные понятия о содержании,
особенности, общественной значимости работы людей различных специальностей.
Например, рассматривая тему «Мой
детский сад», расскажите детям о профессии педагога, помощника воспитателя,
повара, дворника, медсестры, прачки, отметьте: если кого-то из этих людей не
будет, то и другие не смогут нормально выполнять свою работу, отметьте , что
труд каждого человека тесно связан с работой других.
А при изучении темы в детском саду
«Тихо осень ходит рощей» предоставьте детям сведения о профессиях сельского
хозяйства — животновода, овощевода, земледельца, садовника, водителя,
тракториста, комбайнера. Когда изучается тема «В мире транспорта», дети узнают
о профессии транспортников — автомобилистов, железнодорожников, авиаторов. При
этом обращайте внимание на устойчивость, выносливость представителей этих
профессий.
Накануне Новогодних праздников (тема
«Новый год шагает по планете»), рассказывайте малышам о профессии работников
почты — почтальонов, операторов, сортировщиков, телефонистов, подчеркивая,
сколько радости люди получают от принесенных вовремя писем и телеграмм.
Тема «Золотые руки мастеров»
знакомит с народными ремеслами — гончарство, вышивка, ткачество и
соответствующие профессии. Дошкольники узнают, что народные ремесла чрезвычайно
разнообразные, многогранные, и свидетельствуют о высокой духовной культуре
народа, который изначально стремится к красоте. Народные ремесла — это часть
истории народа, доля тех традиций, которые передавались из поколения в
поколения, и к которым мы должны привлекать наших детей. Одним из таких примеров
для воспитанников будет рассказ об одном из традиционных ремесел — гончарство.
Дети узнают, что гончары изготовляют разнообразную посуду для хранения,
приготовления и подачи пищи — горшки, миски, кувшины, бочонки, а также
декоративную посуду, детские игрушки, кирпичи, дымоходные трубы, скульптуру.
Детей, конечно, повезти на гончарное производство сложно, а вот рассказать,
показать характерные изделия и их изображения может каждый взрослый. При этом
обращая внимание девочек и мальчиков на высокий профессионализм мастеров, на
особенности формы изделий, цветовой гаммы, элементов и композиций узора.
Во время ознакомления детей с трудом
взрослых, применяются различные методы и приемы:
Ø беседы о профессии;
Ø чтение художественной литературы;
Ø рассматривание картин, альбомов, наборов открыток о труде
взрослых;
Ø встречи с людьми разных профессий;
Ø экскурсии (на почту, библиотеку , школу, магазин, аптеку и
т.д.);
Ø изготовление подарков друзьям, родителям, знакомым;
Ø изготовления коллективных работ по определенной тематике (для
украшения коридоров, групповой комнаты, раздевалки);
Ø придумывания узоров для украшения плоскостных изображений
одежды, посуды и т.д.;
Ø изучение пословиц и поговорок о труде;
Ø использование различных дидактических игр.
Дидактические
игры
Для уточнения и закрепления
представлений, полученных малышами в наблюдениях за трудовыми действиями
представителей разных профессий, предлагаем поиграть в следующие игры. В эти
игры можно посоветовать поиграть и родителям – это можно сделать в транспорте
или по дороге в детский сад, в магазине, или даже на кухне, готовя ужин или
просто в любую свободную минуту.
«Что делает?»
Цель: Формировать понятия о
действиях людей разных профессий.
Продавец что делает? (продает)
Воспитатель что делает?(воспитывает)
Повар что делает?(готовит еду)
«Домашние дела»
Цель: Формировать понятия ребенка о
домашних обязанностях. Воспитывать ответственное отношение к труду.
С
какой работой по дому папа лучше
всех справляется?(Повесить картину, наточить нож, выбить ковер)
Что у мамы получается лучше всех?
(Приготовить еде, погладить белье)
Что ребенок делает лучше
всех?(Собрать игрушки, протереть пыль, полить цветы)
«Кем работают?»
Цель: Знакомить детей с профессиями
своих родных. Кем работает мама? Папа? Бабушка? и т. д.
«Кто больше назовет?»
Цель: Закреплять названия профессий.
Присутствующие поочереди называют
профессию, не повторяя за другими.
«Угадай кто это?»
Цель: формировать представления
детей о многих профессиях, учить различать их. Определять, чем они полезны?
Сказала нить: «Могу Я сшить все, что
душе угодно!
Могу — жилет, могу — пальто, могу —
костюмчик модный!» Иголка запротестовала: «И много б ты понашивала, когда б
тебя Я не таскала?
Ты только следуешь за Мной!»
С
улыбкой слушал их … (Портной)
Еще до восхода просыпаться привык.
Первым встречает он солнце в дворе:
Чтоб наши улицы были чисты!
Трудится с утра … (Дворник)
Есть палочка у него в руках
волшебная, Через мгновение все машины остановит она! Вот палочку вверх он
быстро поднял
Сразу «Москвич» как вкопанный стал!
(Регулировщик) Где шла сотня косарей — вышло пять богатырей: Косят, вяжут
заодно и молотят на зерно. (Комбайнер)
«Угадай профессию»
Цель: расширять представление детей
о профессии; выяснить о какой профессии идет речь.
.
Этот человек — хозяйка замечательного
дворца книг. Каждому, кто приедет к ней в гости, она искренне рада. А главное,
гости никогда не уйдут от нее с пустыми руками. Она дает им домой интересные
книги. Прочитав, их можно обменять на другие. Она всегда поможет маленьким и
взрослым читателям найти нужную книгу. (Библиотекарша).
Когда вы голодны и прибегаете на
обед в группу, там уже вкусно пахнет. Кто же это так потрудился? Кто приготовил
это вкусное и ароматное блюдо? Это ее любимое занятие, делает она это с большой
любовью, потому и еда всем так нравится. Ибо то, что человек делает с
удовольствием и любовью, приносит радость не только ей самой, но и всем
остальным. Кто это? (Повар).
А этот человек встречает улыбкой
своего пациента, быстро прогоняет невыносимую боль, лечит всевозможные болезни.
Когда-то в детстве этот человек приходил на помощь больным животным и близким,
потому что очень их любил и старался отвергнуть боль. А потом понял, что без
этого жить не может, поэтому долго учился и стал (врачом).
Когда вы приходите в детский сад,
кругом чистота, уют, свежий воздух. Нигде ни пылинки. Пол вымыт, стекло на
окнах такое прозрачное, что его почти не видно. Этот человек очень любит
чистоту и выполняет свою работу с удовольствием. У нее к этому большой талант.
Чьих это рук работа? (Уборщицы, помощника воспитателя).
«Названия профессии от А до Я»
Цель: совершенствовать умение детей
подбирать слова (названия профессий) на заданный звук.
Например: А — агроном; Б –
библиотекарь; В — водитель, воспитатель; Д — дворник; М— музруководитель, массажист,
медсестра; С — сторож, стюардесса, садовник и т.п.
«Что б случилось, если бы не работал (электрик, водитель, врач и
др.)?» Цель: подвести детей к
пониманию ценностей любого труда людей.
«Что делают этим предметом?»
Цель: учить детей подбирать слова,
указывающие на выполняемое предметом действие и кто использует этот предмет:
Кисточкой — (что делают?) — Рисуют,
(кто?) — Художники, дети. Ножницами — (что делают?) — Режут, (кто?) —
Закройщики, парикмахеры. Иглой — (что делают?) — Шьют, (кто?) — Швеи,
вышивальщицы.
Лопатой — (что делают?) — Копают,
(кто?) — Садоводы.
Ручкой — (что делают?) — Пишут,
(кто?) — Учителя, писатели, бухгалтеры. Топором — (что делают?) — Рубят (кто?)
— Плотники, лесники.
Термометром — (что делают?) —
Измеряют температуру, (кто?) — Врачи, синоптики. Линейкой — (что делают?) —
Измеряют, (кто?) — Инженеры, конструкторы, школьники.
Веником — (что делают?) — Заметают,
(кто?) — Дворники и др.
«Что предмет расскажет о себе?»
Цель: на основе знаний о содержании
и особенностях работы взрослых, которые производят вещи и предметы
повседневного обихода, учить оценивать ее результаты; воспитывать у детей
чувство благодарности тем, кто создал такие необходимые вещи. Правила игры.
Ребенок берет соответствующий предмет и от имени предмета пытается интересно
рассказать, что это, из чего сделан, кто его сделал, для чего этот предмет
предназначен.