05.11.2020
В соответствии с приказом № 24 от 09.09.2019 г. ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», филиал МБДОУ – детского сада «Детство» детский сад №516 является инновационной площадкой по теме «Модернизация образования в дошкольной образовательной организации в соответствии с современными требованиями к качеству дошкольного образования на основе инновационной образовательной программы «Вдохновение».
Современные требования к качеству дошкольного образования задаются Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО). С целью предоставления качественных образовательных услуг, апробируются и используются различные механизмы. Одним из них является внедрение и реализация инновационной программы «Вдохновение». Это совершенно новая комплексная программа, разработанная коллективом авторов на основе ФГОС ДО с учетом современных психолого-педагогических исследований и вызовов реальной жизни. Особенность программы – учет реалий современной социокультурной ситуации развития детства со всеми присущими современному раннему и дошкольному возрасту проблемами роста и развития.
Актуальность проблемы обусловлена реализуемой в настоящий момент в образовательной системе Российской Федерации модернизацией дошкольного образования, переосмыслением социокультурной ситуации развития дошкольников, задачами образования в период дошкольного детства, научными исследованиями, корректирующими представления о детском развитии, и, как следствие, формированием новых представлений о качестве дошкольного образования на современном этапе социально-экономического развития страны. Актуальность проблемы также подчеркивается кардинальным изменением нормативно-правовой базы дошкольного образования РФ, выдвигающей новые требования к образовательным программам дошкольного образования, переходом к реализации ФГОС ДО, необходимостью учета положений Примерной основной образовательной программы дошкольного образования.
Новизна Программа «Вдохновение» формирует базисную платформу для целостного и разностороннего развития детей раннего и дошкольного возраста, их личностного, социального, эмоционального, когнитивного и физического развития с учетом индивидуальных возможностей и ограничений, биологических факторов развития, факторов окружающей среды, в том числе, современного социокультурного контекста развития ребенка. Программа «Вдохновение» интегрирует данные современных научных исследований в области социальной и клинической психологии, психологии здоровья, психологии детского развития, нейропсихологии, нейрофизиологии, педиатрии, социологии, антропологии и других областей научных исследований, опирается на лучший отечественный и зарубежный педагогический опыт в области дошкольного образования. Программа «Вдохновение» удовлетворяет все требования современной нормативно-правовой базы дошкольного образования.
Выдвижение гипотезы
Программа «Вдохновение» позволит решить задачи комплексной модернизации образовательной деятельности ДОО с целью выполнения требований ФГОС ДО, ПООП ДО и других нормативно-правовых документов дошкольного образования РФ.
Деятельность ДОО в рамках реализации программы позволит создать требуемые психолого-педагогические условия в образовательной деятельности:
o учитывать, что ребенок – активный субъект учения и полноправный участник образовательных отношений; что в «учебном сообществе», основанном на диалогическом принципе со-действия (со-конструкции), активны все участники образовательного процесса: дети и взрослые совместно конструируют (создают) значения и смыслы, познают мир;
o нацеливать на создание мотивирующей образовательной среды для наилучшего развития каждого ребенка;
o поддерживать исследовательскую активность ребенка, его любознательность и инициативу, игровую деятельность во всех видах и формах;
o носить открытый характер, предоставляя возможность всем участникам образовательного процесса стать соавторами ее содержания;
o включать коррекционную работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья, соответствующую ценностям, философии и принципам Программы;
o предоставлять инструменты для систематических педагогических наблюдений, регистрации поведения и развития ребенка – для понимания индивидуальности ребенка, определения текущего уровня его личностного развития и эмоционального состояния;
o реализовывать принцип дифференциации: давать возможность для развития ребенка по индивидуальной траектории, обеспечивая работу в его зоне ближайшего развития, и при этом добиваться высоких результатов всей группы; уделять особое внимание возможности выбора детьми способов работы (индивидуально или в группах), способов выражения, содержания деятельности и т.д.;
o учитывать уникальность каждого ребенка и делать акцент на индивидуализации, многообразии образовательных траекторий; предоставлять равные шансы как одаренным, так и детям с проблемами в развитии (инклюзия), признавать и учитывать широкий спектр предпосылок развития детей, разнообразие в способностях и темпах развития;
o предусматривать вариативные формы реализации образовательной деятельности в зависимости от конкретной ситуации, места расположения детского сада, особенностей детей и их семей на уровне планирования и содержания, при котором опыт, ценности педагогических коллективов, социокультурный контекст рассматриваются как ресурс образовательной работы и может быть реализовано в группах одного возраста, разного возраста, полного дня, кратковременного пребывания;
o обеспечивать методическую поддержку разнообразных форм сотрудничества организации с семьей;
o обеспечивать соответствующим учебно-методическим комплектом дошкольного образования, который позволяет реализовывать все положения ООП ДОО при организации образовательной деятельности;
o предусматривать повышение квалификации педагогов;
o обеспечивать преемственность с начальным общим образованием;
o иметь возможность для использования совместно с другими образовательными программами, в том числе, комплексными и парциальными программами, модульными и другими личностно-ориентированными программами дошкольного образования.