01.10.2020
О проекте "Добрый город"
"Добрый город" – городской образовательный проект, который реализуется среди муниципальных дошкольных образовательных организаций города Екатеринбурга по инициативе и при поддержке Департамента образования Администрации города Екатеринбурга.
Проект разработан и реализуется в целях стимулирования и представления результатов инновационных практик муниципальных дошкольных образовательных организаций по организации проектно-исследовательской деятельности дошкольников
Официальный сайт Городского образовательного проекта "Добрый город"
Наш проект «Этих дней не смолкнет слава!»
04.11.2019
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно–патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.
Но в силу последних экономических, политических перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Трудно ответить, как стать патриотом, как живёт патриот, как по - настоящему любить своё Отечество.
Любому обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, дисциплинированные грамотные люди, которые готовы были бы учиться и работать на благо Отечества, и в случае необходимости встать на его защиту. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды.
Без памяти о Великой Отечествен войне, о великой Победе в этой войне, немыслимы ни достоинство России, потому что Великая Отечественная война - это духовный подвиг наших отцов, дедов, матерей и бабушек, многие из которых продолжают еще жать рядом с нами, - подвиг, без которого не было бы ни нас с вами, ни России.
Цель проекта: создание условий для обогащения детей знаниями о ВОВ, воспитание патриотизма, чувства гордости за свою семью и Родину.
Задачи проекта:
1. Познакомить с историей Великой Отечественной войны, полной примеров величайшего героизма и мужества людей в борьбе за свободу Родины;
2. Подвести к восприятию художественных произведений о войне;
3. Формировать нравственно-патриотические качества: храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину.
4. Дать детям представления о том, что народ помнит и чтит память героев в Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: в честь героев слагают стихи и песни, воздвигают памятники.
5. Организовать сотрудничество с родителями, оказывать поддержку и содействие семьям в воспитании у дошкольников патриотических чувств.
6. Формировать мнение о недопустимости повторения войны.
Участники проекта: педагоги ДОО, дети, семьи воспитанников.
Целевая группа проекта: проект адресован воспитанникам старшей, подготовительной группы.
Сроки реализации проекта: ноябрь- декабрь.
Основные формы реализации проекта: экскурсии, беседы, организованная образовательная деятельность, мини-выставки, составление рассказов, физкультурный досуг, консультации для родителей, показ презентаций, мультипликационных фильмов о войне, видеоклипов.
Ожидаемые результаты проекта:
На уровне детей:
· Расширится представление детей о подвигах советского народа, о защитниках отечества и героях Великой Отечественной войны;
· Проявление чувства гордости за стойкость и самоотверженность советского народа в период Великой Отечественной войны;
· Сформируется внимательное и уважительное отношение у дошкольников к ветеранам и пожилым людям, желание оказывать им посильную помощь.
· Умение представить творческо-поисковый продукт индивидуальной, коллективной деятельности.
На уровне педагогов:
· Повысится качество методического сопровождения, самосовершенствование профессионального мастерства, включенного в новую деятельность и введение его в практику работы детского сада.
· Повышение уровня ответственности педагогов за формирование у детей патриотических чувств, гражданской позиции.
· Способность педагога обобщать, систематизировать, презентовать накопленный опыт по реализации детско-взрослых мини-проектов, акций патриотической направленности.
На уровне родителей воспитанников:
· Повышение уровня ответственности за формирование у детей патриотических чувств, гражданской позиции.
· Повышение уровня информированности о деятельности педагогического коллектива, заинтересованности и способности к взаимодействию с педагогами в реализации проектно-исследовательской деятельности детей.
На уровне педагогических технологий:
· Обогащение методов, приемов, средств и форм патриотического воспитания дошкольников.
На уровне предметно-пространственной среды:
· Создание материально - технической базы для плодотворной работы по данной теме.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПРОЕКТА
12.11.2019
Цель: самосовершенствование по данной теме. Подбор необходимого материала для работы в данном направлении.
Мероприятия:
· Выявление знаний и представлений детей по теме через организованную совместную деятельность
· Составление перспективного плана реализации проекта.
· Изучение литературы, новых методик технологий по вопросам нравственно-патриотического воспитания детей.
· Индивидуальное консультирование родителей и привлечение их к сбору наглядного материала и необходимой литературы.
· Оценка собственных возможностей и ресурсов в решении проблемы.
КОНСТРУКТ ВВОДНОЙ БЕСЕДЫ
Дошкольникам о войне.
Великая Отечественная Война
Рекомендации к организации совместной со взрослым детской деятельности.
Работа проводится фронтально, индивидуальная работа и небольшими группами
На полях сражений. Вводное занятие посвящено непосредственно событиям на фронтах.
Начните с вступительной беседы: «У каждой страны, каждого народа есть свои праздники. Вспомните, пожалуйста, какие праздники есть у нас (Новый год, 8 Марта, День защитника Отечества). А какой праздник наш народ отмечает 9 мая? (День Победы). С давних времен правители разных стран стремились расширить свои территории и покорить другие народы.
Эти правители затевали войны, которые уносили жизни многих людей. Более 70 лет назад на нашу Родину напали фашисты, иноземные захватчики...»
Поясните, почему война называется Великой Отечественной. «В самом деле, война захватила огромные территории нашей страны, в ней участвовали десятки миллионов людей, она длилась долгие четыре года, участие в ней потребовало от нашего народа громадного напряжения всех физических и духовных сил. Отечественной войной она называется потому, что эта война - справедливая, направленная на защиту Отечества». Первое занятие даст детям представление о нашествии врага, о героических подвигах нашей армии во время войны.
Завершаем беседу перспективным планом проекта:
1. Что помогло одержать Великую Победу? - ТЕХНИКА
2. Техникой управляли великие ... ЛЮДИ - ГЕРОИ Великой Отечественной Войны
3. Эти герои жили в ... ГОРОДАХ (Города-ГЕРОИ)
4. Но жители остальных городов также работали для Победы ... ТЫЛ
5. На предприятиях этих городов трудились люди разных ... ПРОФЕССИЙ
6. Всем героям это Великой Войны установлены ... ПАМЯТНИКИ
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПРОЕКТА
19.11.2019
Знакомство воспитанников под руководством педагогов с историей Великой Отечественной войны, героями, памятными местами, атрибутикой в форме образовательных и конкурсных мероприятий в разных видах образовательной деятельности.
Подготовка творческих проектов, макетов/моделей
Военная техника
ГЕРОИ Великой Отечественной Войны
Города-герои
ТЫЛ
05.12.2019
Наряду с другими уральскими городами Свердловск внёс значительный вклад для победы страны в Великой Отечественной войне. Всего на фронт ушло более 100 000 жителей города, 62 из которых были удостоены звания Героя Советского Союза, в их числе легендарный разведчик Николай Кузнецов, лётчики М. П. Одинцов и Г. А. Речкалов (дважды Герои Советского Союза). 41 772 человека так и не вернулись с войны, из них 21 397 были убиты в сражениях, 4 778 — умерли от полученных ранений в госпиталях, 15 491 — пропали без вести, 106 — были замучены в фашистских концлагерях.
За самоотверженную трудовую деятельность в военные годы 12, 9 тысяч горожан были награждены орденами и медалями, 26 промышленных предприятий Свердловска были удостоены правительственных наград. В городе располагался штаб Уральского военного округа, на базе которого было сформировано более 500 различных воинских частей и соединений, в том числе 22-я армия и легендарный Уральский добровольческий танковый корпус (из добровольцев Свердловска, Молотова и Челябинска).
Мощный промышленный потенциал города, сформировавшийся ещё в годы индустриализации, был переведён в режим военного времени. Свердловск стал крупнейшим эвакопунктом, сюда было эвакуировано более полусотни крупных и средних предприятий из западных регионов России и Украины. Некоторые из них сливались с однопрофильными, другие становились основоположниками новых отраслей свердловской промышленности. Уралмаш, приняв у себя Ижорский завод и ряд других предприятий превратился в огромную площадку по производству бронетехники. Всего за годы войны заводом Уралмаш было выпущено 13, 7 тысяч бронекорпусов для различных боевых машин, 7, 1 тысяч башен тяжелого танка «Клим Ворошилов», более 5 тысяч самоходных артиллерийских установок (в основном СУ-122, СУ-85), 731 танк Т-34.
Верх-Исетский завод в короткий срок освоил выплавку легированных конструкционных и нержавеющих сталей для военной промышленности, Машиностроительный завод имени М. И. Калинина изготовил несколько тысяч зенитных установок 85-го калибра и противотанковых пушек 45-го калибра, Уралтрансмаш перешёл на выпуск танков Т-60 и комплектующих для САУ; Уралэлектроаппарат, принявший у себя эвакуированный из Воронежа завод имени Коминтерна, поставил на фронт 1711 реактивных миномётов «Катюша», каждый четвёртый советский танк выходил с двигателем, выпущенным на Уральском турбомоторном заводе. Эвакуированный из Киева завод «Большевик» способствовал появлению завода-гиганта химического машиностроения — Уралхиммаша, на базе оборудования Охтинского химического комбината возник Свердловский завод пластмасс — единственный в годы войны поставщик смол для изготовления дельта-древесины и авиафанеры. Киевский завод «Красный резинщик» положил основу Свердловскому шинному заводу, московский «Каучук» — Заводу резиново-технических изделий; за годы войны эти предприятия наладили производство всевозможных видов резиновых деталей для боевой техники, изготовили более 222 тысяч обрезиненных катков для 11 тысяч танков. Предприятия лёгкой промышленности были ориентированы на производство солдатского обмундирования, обуви и продовольствия. В целом, за годы войны объём промышленного производства вырос в 7 раз.
Велико участие Свердловска в Фонде Обороны — для пополнения фонда проводились воскресники, перечислялись компенсации за неиспользованные отпуска, средства местных вузов, творческих коллективов, православной епархии, личные сбережения горожан. Всего за годы войны Свердловск внёс в Фонд обороны свыше 55 миллионов рублей, большое количество облигаций, золотых и серебряных украшений — эти средства были израсходованы на строительство танков, самолётов, другой боевой техники. Благодаря патриотическому движению, направленному на поддержку фронта из Свердловска в подразделения действующей армии было отправлено более 87 тысяч шапок, полушубков, шарфов, пар валенок и варежек, кроме того фронтовики получили от свердловчан свыше 300 тысяч посылок с подарками. В военные госпитали жители города сдали более 70 тонн донорской крови.
В годы войны Свердловск стал крупнейшим научно-образовательным и культурным центром. В 1941—1942 здесь находился президиум АН СССР, ряд отраслевых институтов, было выполнено большое количество научных работ. Местные вузы плодотворно сотрудничали с эвакуированными — за военный период в уральской столице побывали МГУ им. Ломоносова, Киевская консерватория, Ленинградская лесотехническая академия, Белорусский лесотехнический институт, Киевский ветеринарный институт, Ленинградский горный институт, Московский торфяной институт, Военно-воздушная инженерная академия имени Н. Е. Жуковского. К Свердловскому отделению союза писателей СССР присоединились 44 приезжих, в их числе были Агния Барто, Фёдор Гладков, Евгений Пермяк, Мариэтта Шагинян, Анна Караваева, Юрий Верховский, Аркадий Коц, Лев Кассиль, Леонид Гроссман и другие; в городе работали 40 членов Союза композиторов СССР в том числе Тихон Хренников, Арам Хачатурян, Виссарион Шебалин, Рейнгольд Глиэр, Дмитрий Кабалевский и другие, в это время возникли Уральский народный хор и оркестр народных инструментов; под руководством свердловских художников были проведены выставки «Защита Родины» (1941), «Урал — кузница оружия» (1944). Свердловские музеи приняли на хранение фонды Государственного Эрмитажа (всего 1117 экспонатов), Херсонесского археологического музея Севастополя, в город были эвакуированы МХАТ имени А. П.Чехова и Центральный театр Красной Армии.
22 апреля 1943 года указом Президиума Верховного Совета СССР Свердловск преобразован в город республиканского значения, 24 июня 1943 года в соответствии с приказом Главкома ВВС Красной армии на военном аэродроме «Кольцово» был образован аэропорт «Свердловск», начались гражданские авиаперевозки.
Несмотря на войну продолжала совершенствоваться инфраструктура — был запущен завод холодного асфальта, с помощью которого было заасфальтировано 185 000 м² городских дорог и тротуаров. Были введены несколько новых трамвайных линий, в 1943 году появилось троллейбусное движение. Построено 436 новых жилых домов общей площадью 284 000 м², введена новая линия водопровода, на реке Чусовой построено Волчихинское водохранилище, решившее проблему водоснабжения города. На новый уровень поднялась социальная сфера и здравоохранение, Свердловск разместил на своей территории 35 военных госпиталей, открыл 30 новых поликлиник и амбулаторий. Сосредоточение в городе эвакуированных промышленных предприятий, учреждений науки, образования, и культуры способствовали быстрому росту населения — за годы войны оно возросло с 423 тысяч до 621 тыс. человек.
ПАМЯТНИКИ
10.12.2019
ПРОФЕССИИ
10.12.2019
Главная профессия на фронте - разумеется, боец, военный, солдат. Однако чтобы армия нормально функционировала, чтобы все организационные и прочие сопутствующие вопросы решались максимально незаметно и вовремя, силами одних только военных не обойтись. Мы решили вспомнить хотя бы несколько фронтовых профессий, слаженная работа представителей которых внесла огромный вклад в дело победы.
Переводчик Заслугу военных переводчиков (и не только с немецкого языка) тоже сложно переоценить. Конечно, некоторые солдаты и офицеры имели определенные знания в области иностранных языков, но, разумеется, этого было недостаточно для получения необходимых сведений в полном объеме. Военному переводчику мало было просто владеть иностранным языком и знать особенности общения на нем - нужны были и специализированные "военные знания", современная немецкая военная терминология. За боевые заслуги перед родиной многие из них награждены орденами и медалями, а отдельные удостоены самого всокого звания Героя Советского Союза. Что касается должностных обязанностей переводчиков, то первейшими были участие в допросах военнопленных, ведение протоколов этих допросов, учет и перевод трофейных документов, составление рефератов на эти документы. Переводчики входили в группы парламентеров, направляемых в стан врага для вручения ультиматума или для переговоров с ответственными представителями командования противника.
Повар.
Поговорку "Война войной, а обед по расписанию" можно счесть несерьезной - пожалуйста. Однако воевать (да и в принципе эффективно работать - в абсолютно любой сфере) на пустой желудок мало у кого получается, поэтому поваров на фронте очень берегли. Не зря повара именовали вторым человеком, после командира. В начале войны больше половины поваров на передовой были женщины. Готовить, как нетрудно догадаться, приходилось порой буквально под обстрелом. И не только готовить, а еще и доставлять пищу солдатам на передовую. Как отмечают военные историки, любимыми блюдами солдат были кулеш (жидкая каша с мясом), борщ, щи, тушеный картофель и гречка с мясом. В России в 2011 году сняли небольшой комедийный сериал "Заяц, жаренный по-берлински", рассказывающий о быте повара на фронте. Сериал, по отзывам, возможно, и не претендует на идеальную документальную точность, но получился очень душевным.
Связист
В начале Великой Отечественной вопросы связи в советской армии были решены отнюдь не на самом высшем уровне - рации и системы серьезно дорабатывались уже в ходе войны. Тем труднее была важная работа связистов: носить тяжелые, старого образца рации и блоки питания к ним, раскладывать провода, следить за их состоянием. Как писал в романе "Прокляты и убиты" Виктор Астафьев, на момент начала войны в немецкой армии дела со связью обстояли значительно лучше (например, о специальных наборах технических средств для работы, которые в изобилии получали немецкие связисты, многие советские связисты даже не слышали - использовали, как советовал Филеас Фогг, то, что под рукою, и не искали себе другое). "У полевых связистов всегда до костей изорваны ладони: их беспощадно выбивали снайперы, рубило из пулемета, секло осколками [...]. По причине худой связи артиллерия наша, да и авиация, лупили по своим почем зря", - писал Астафьев. Но даже в таких условиях связисты совершали подвиги - многие были удостоены высших военных наград.
Водитель радиомашины
Транспорт на фронте - тоже статья особая (впрочем, "неособых" статей в этой войне нет). Перевозки провизии, оружия, солдат, бензина и массы всего другого, требуемого на фронте, осуществляли многочисленные водители, среди которых было множество женщин. "Мужчин никого не было, одни девчата были. Мы, несмотря на название "рота связи", в основном водили бензовозы. Я была одной из немногих, кто водил "Студебеккер" с катушками связи и телефонными аппаратами. Мы были и как связисты, и как медсестры, и как шофера одновременно. В одну машину сажали по два шофера, так как мы были девушками", - вспоминает участница войны, водитель Екатерина Семеновна Мазанова. У "Студебеккера", вспоминает Екатерина Семеновна, часто ломался карбюратор - засорялся из-за грязного бензина. "Кроме того, цепи на колесах были очень тяжелые, трудно нам, девчонкам, было натягивать их", - говорит она.
Военный корреспондент
Без этих людей не было бы кадров военной кинохроники, не сохранилось бы тех удивительных пронзительных фотографий, на которые в преддверии праздника смотрит вся Россия, без них в тылу не могли бы узнавать о том, как проходят бои. Помимо выполнения своих прямых "оперативных" обязанностей, они сохранили для историков (и, разумеется, для потомков) многие детали войны, многие бесценные данные. Многие известные советские и российские поэты и прозаики во время войны трудились в качестве военкоров - поэт Константин Симонов (который, кстати, еще и выступал перед солдатами, читая свои стихи), лауреат Нобелевской премии по литературе Михаил Шолохов, автор знаменитого романа "Жизнь и судьба" Василий Гроссман и т. д. Кто-то, как, например, Виктор Астафьев или еще один нобелевский лауреат Александр Солженицын, служили в рядах армии (кто-то ухитрялся вести дневники), что дало потом материал для произведений.
Штабные сотрудники и офицеры
В годы войны к этим специалистам "прилипло" множество нелестных прозвищ - вероятно, это потому, что с сотрудниками штаба принято ассоциировать исключительно писарей и машинисток. Однако несправедливо думать, что они только и делали, что отсиживались в штабах, обсуждая стратегии, - условно говоря, занимались тем, чем занимаются сейчас топ-менеджеры, в то время как самую "грязную" работу выполняют простые солдаты (извините, сотрудники) на передовой. Но без организации, проработки стратегии и тактики даже самая многочисленная, обученная и оснащенная армия обречена на поражение: было бы невозможно нормальное взаимодействие разных родов войск между собой, а также фронта с тылом. "Пусть никто не думает, что работа штабных офицеров - чисто бумажное дело. Всякие нелестные эпитеты, как-то: "Канцелярская крыса", "Бумажная душа" и т. п., которыми не раз награждались офицеры штабов в мирное время, а иногда и на фронте, не только оскорбительны, но и несправедливы. Многие офицеры даже высших артиллерийских штабов сложили головы или получили ранения отнюдь не в тиши штабных хат и землянок... Не боясь преувеличения, могу утверждать, что при выполнении заданий в войсках от штабных офицеров часто требовались не только большие знания и мужество, но и подлинный героизм", - писал в своих мемуарах "На переломе" герой Советского Союза, генерал Василий Иванович Казаков.
Работники почты
Письма времен Великой Отечественной войны - настоящий памятник героям, написанный ими самими, живой, говорящий. Многие письма, выставленные в качестве экспонатов во многих музеях, невозможно читать без комка в горле. ("Павел бьет по врагу прицельным огнем, а я "отдыхаю", с тобой разговариваю. Знаю, что это в последний раз. И мне хочется говорить долго, долго, но некогда. Ты помнишь, как мы прощались, когда меня провожала на вокзал? Ты тогда сомневалась в моих словах, что я вечно буду тебя любить. Предложила расписаться, чтобы я всю жизнь принадлежал тебе одной. Я охотно выполнил твою просьбу. У тебя на паспорте, а у меня на квитанции стоит штамп, что мы муж и жена. Это хорошо. Хорошо умирать, когда знаешь, что там, далеко, есть близкий тебе человек, он помнит обо мне, думает, любит", - из письма танкиста А. Голикова жене.) Как говорили многие ветераны, письмо из дома было порой важнее работы полевой кухни и возможности поспать. Но чтобы письма находили своих адресатов, необходима была хорошо работающая почта. Руководство страны понимало необходимость максимально хорошо наладить работу почтовых служб. Как бы ни была загружена железная дорога, почтовые эшелоны пропускались в первую очередь - этим грузам, наравне с боевым обеспечением, был присвоен приоритетный характер. Вообще почту перевозили всеми доступными видами транспорта. Почтальонами на фронте (или, как их тогда называли, экспедиторами) были в основном мужчины. Никакой дискриминации: груз, который они несли на себе, примерно равнялся весу пулемета (и это исключая вес привычного обмундирования!). Кстати, к вопросу о работниках почты: почти в каждой части был неофициальный специалист-"письмовник" - человек, хорошо понимавший принципы эпистолярного жанра, к которому за помощью в подготовке послания обращались менее речистые бойцы.
Метеоролог
Даже такой, казалось бы, несколько экзотической и на первый взгляд "второстепенной" профессии, как метеоролог, нашлось важное место на фронте. Наблюдения таких специалистов были важны - в особенности, например, для авиационных войск. (Все помнят прекрасную книгу Бориса Полевого "Повесть о настоящем человеке" и трогательного "метеорологического сержанта" - девушку с метеостанции при военном аэродроме.) Гидрометслужба СССР была включена в состав Вооруженных сил страны с первых дней войны. Служба в принципе обладала важным арсеналом научных средств, которые были полезны в военных целях. Верные оценки и прогнозы гидрометеорологических условий имели неоценимое значение для проведения многих военных операций. Впрочем, не только непосредственно военных: прогноз о нелетной для немецкой авиации погоде дал возможность провести парад на Красной площади 7 ноября 1941 года.
Врач, медсестра.
Следующими после непосредственных участников военных действий неминуемо вспоминаются медицинские работники. Хирурги, которые в полевых госпиталях при отсутствии порой даже минимального набора медикаментов каким-то образом умудрялись творить чудеса, вытаскивать людей буквально с того света. Среди фронтовых медсестер - множество обладательниц высших военных наград. Их работа была не менее (а порой и более) тяжелой, чем у тех, кто шел в бой. Белорусская журналистка Светлана Алексиевич в книге "У войны не женское лицо" приводит такое воспоминание участника войны: "Что такое, например, вытащить раненого с поля боя? Я вам сейчас расскажу... Мы поднялись в атаку, а нас давай косить из пулемета. И батальона не стало. Все лежали. Они не были все убиты, много раненых. Немцы бьют, огня не прекращают. Совсем неожиданно для всех из траншеи выскакивает сначала одна девчонка, потом вторая, третья...
13.12.2019
Цель: подведение итогов, анализ результатов по реализации проекта. Определение дальнейших перспектив.
Проект «Этих дней не смолкнет слава» рассчитан на то, чтобы сформировать у детей знания об историческом прошлом Родины, установить историческую преемственность поколений, дать им возможность получить целостное восприятие событий, связанных с Великой Отечественной войной.
Реализация проекта позволяет не просто повысить интерес детей к людям, защищавшим Родину много лет назад, но и способствует формированию подлинно гражданско- патриотической позиции у дошкольников, которая затем ляжет в основу личности взрослого человека – гражданина своей страны.
Россия имеет историю, богатую героическими событиями. Поэтому в перспективе мы планируем продолжать работу по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с героическими страницами истории нашей страны, восстанавливать утраченные связи между поколениями, формировать патриотические чувства.
На данный момент, собрав все продукты совместной детско-родительской деятельности, мы создали диараму одного из сражений. Теперь каждый ребёнок может почувствовать себя настоящим генералом и управлять воздушными, наземными и подводными войсками...
Мы не собираемся останавливаться на достигнутом - у детей возникло очень много вопросов: "Какие наград давали и за что?, В чём отличие ордена и медали?, Какую роль сыграла моя семья в приближении Победы? и т.д.". Поэтому наш проект превращается в долгосрочный и не заканчивается...