Основная общеобразовательная программа дошкольного образования
Описание образовательной программы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детского сада «Детство» реализует основную общеобразовательную программу - образовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности (далее – ООП - ОПДО).
Основная общеобразовательная программа представляет собой документ, определяющий комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно - педагогических условий в филиалах Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детского сада «Детство» детских садах.
Основная общеобразовательная программа разработана коллективами ДОО как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ № 1155 от 17 октября 2013 г.) (далее – Стандарт, ФГОС ДО) и с учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования (далее – ПООП ДО) (одобрена решением ФУМО по общему образованию от 20.05.2015 г., протокол от №2/15).
Программа направлена на:
• создание условий развития дошкольников, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
• создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Программа учитывает:
• индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья;
• возможностями освоения ребёнком Программы на разных этапах ее реализации.
ООП - ДО включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В соответствии с ФГОС ДО объем обязательной части составляет не менее 60% времени, необходимого для реализации основной образовательной программы дошкольного образования, а части формируемой участниками образовательных отношений – не более 40% общего объёма.
ООП – ДО включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом их которых отражается обязательная часть и часть формируемая участниками образовательных отношений.
Целевой раздел включает в себя пояснительную записку, в которой отражены цели, задачи, принципы и подходы к организации образовательной деятельности с детьми, характеристики особенностей современного ребенка дошкольного возраста, планируемые результаты освоения программы.
Содержательный раздел представлен:
описанием образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, обозначенных ФГОС ДО:
• социально-коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• художественно-эстетическое развитие;
• физическое развитие.
описанием вариативных форм, способов, методов и средств реализации ООП – ДО с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов. Организационный раздел содержит описание материально-технического обеспечения, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включает распорядок и режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности развивающей предметно-пространственной среды.
Освоение ООП – ДО не сопровождается проведением промежуточной аттестацией и итоговой аттестацией обучающихся.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности-игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;
способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре;
ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; у ребенка развита крупная и мелкая моторика;
он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.;
ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
ООП ДО реализуется на государственном языке Российской Федерации (п.11 Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013г. №1014) - русский.
Продолжительность пребывания детей в ДОО составляет - 10,5 часов с 07.30 до 18.00 часов, исключая выходные и праздничные дни.
Общий объем ООП – ДО рассчитан в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на образовательную деятельность, осуществляемую в процессе различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной и других), в ходе режимных моментов, самостоятельную деятельность детей, взаимодействие с семьями детей по реализации образовательной программы дошкольного образования.
Использование при реализации указанных образовательных программ электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий ДОО не предусматривает.