КРУГ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ
04.09.2024
Детская литература – это искусство. Как искусству, ей свойственно выражение обобщённых идей в яркой форме – в конкретных образах.
Сказки, рассказы, стихи формируют художественный вкус, повышают культурный уровень ребёнка. К.И. Чуковский отмечал: «Ребёнок понимает по- своему, и даже если он при этом ошибается, его впечатления настолько ярки и образны, что нет необходимости их приземлять».
К.Д. Ушинский подчёркивал, что литература должна ввести ребёнка «в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа». Это произведения устного народного творчества: загадки, считалки, пословицы, поговорки. При знакомстве с произведениями устного народного творчества мы совершенствуем высшие психические функции: слухоречевую, зрительную память, произвольное внимание, творческое мышление, обогащаем лексику, развиваем фразеологический словарь, формируем навыки грамматически правильной речи. Ещё до года малыш начинает слушать первые потешки, песенки, рассматривать их в книжных иллюстрациях. В этом возрасте его интересуют ритмы, интонация.
Необходимо отметить и колоссальное влияние произведений устного народного творчества для умственного развития дошкольников.
Главная задача родителей – знать о литературных склонностях своего малыша, чтобы совершенствовать их.
Важно отметить, что совместное чтение способствует становлению тёплых эмоциональных отношений родителей и ребёнка.
Во время чтения художественной литературы обратите внимание на следующие рекомендации:
- Читайте с выражением, меняя интонацию в зависимости от персонажа.
- Как можно чаще показывайте иллюстрацию к тексту. Это повышает интерес у ребёнка.
- Уберите из поля зрения игрушки и предметы, которые отвлекают вашего ребёнка. Постарайтесь читать в тихой, спокойной обстановке.
- Читайте вслух ребенку, даже когда он станет взрослым, читайте свои любимые книги всю жизнь! Эта ваша потребность к общению с книгой сформирует у вашего ребёнка интерес к чтению.
- Детские книги должны находиться в доступном для малыша месте.
- Запишитесь в детскую библиотеку, предоставьте ребёнку участвовать в выборе книг.
Помните: ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ – БЛАГОПРИЯТНОЕ ВРЕМЯ ДЛЯ ПРИОБЩЕНИЯ РЕБЁНКА К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ!
Не забывайте учить с детьми потешки, стихи, загадки, переносить их в детское творчество, в технику оригами.
В круг детского чтения следует включать книги, разнообразные по темам и жанрам.
Ребёнку нужно открывать богатство жанров литературы. Это позволит, с одной стороны, формировать у дошкольника широту читательских интересов, а с другой – будет способствовать формированию избирательности, индивидуальности литературных пристрастий.
Родителям необходимо обращать внимание не только на содержание произведения, но и на выразительные средства языка – сказки, рассказа и других произведений художественной литературы. Читая, выделяйте голосом в произведении особые, яркие, образные слова, обращайте на них внимание ребенка.
Дети любят сказки, народные и авторские. Сказка вызывает у дошкольника любовь и стойкий интерес своей динамичностью, яркостью образов, загадочностью, неограниченными возможностями для фантазирования, игры ума. Читайте те сказки, которые любите сами, и постепенно расширяйте круг чтения, включая в него новые сказки.
Познавательные книги о труде, о технике, о вещах, о природе вошли в детскую литературу. Они позволяют раскрывать детям многогранность мира, в котором они живут, в образной форме показывать сущность явлений, подготавливают научное миропонимание.
Стихи С.Я. Маршака о создании вещей «Откуда стол пришёл», «Книжка про книжку», рассказ К.Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла», энциклопедическая книга Б.С. Житкова «Что я видел» тоже будут интересны детям.
Детская литература создала особый тип книги – весёлую книгу для детей.
Она открывает детям смешное в жизни, воспитывает ценные качества – умение шутить и смеяться. Здесь можно рекомендовать произведения К.И. Чуковского, Н.Н. Носова, В.Ю. Драгунского, В.В. Голявкина, Ю.В. Сотника и другие.
Жанровое и тематическое многообразие детской литературы даёт возможность формировать у детей индивидуальные читательские интересы и склонности.
Круг детского чтения рассчитан на пополнение литературного кругозора детей, повышения их начитанности.
Неоднозначные по замыслу, многоплановые и многослойные, проникнутые тонким юмором и иронией, книги привлекают внимание ребёнка не только забавностью сюжета, но и глубокой мыслью, которую надо почувствовать и понять и раскрыв которую маленький читатель испытывает удовлетворение.
В центре внимания современных писателей внутренний мир взрослого и ребёнка, мир переживаний, разнообразных отношений и чувств.
Это свойственно книгам Р.П. Погодина, Ю.И. Коваля, Э.Н. Успенского и других авторов.
Детские писатели ставят детей перед необходимостью осознавать нравственные истины, выбирать линию поведения, занимать правильную позицию по отношению к другим людям, вещам, природе.
У старших дошкольников проявляется устойчивый интерес к «толстой» книге.
Уважаемые родители!
Помните, что книга – ваш хороший собеседник и лучший друг!
Читайте произведения устного народного творчества, а также отечественных и зарубежных писателей в отдельных изданиях и в хрестоматиях.